Название реферата: Основные проблемы национальной и экономической безопасности в России
Скачано с сайта: www.refbzd.ru
Дата размещения: 04.04.2013

Основные проблемы национальной и экономической безопасности в России

Основы национальной безопасности.

Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международ­ной, информационной, пограничной, экологической и других сферах 10 января 2000 г. был подписан Указ Президента РФ № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации».

Концепция национальной безопасности Российской Федерации — это система взглядов на обеспечение в России безопасности личности, общества и государства от внешних и внут­ренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной поли­тики Российской Федерации.

Проблема национальной безопасности России приобрела особую остроту и актуальность с начала 1990-х годов в результате развала СССР и перехода России на рыночную экономику. С этого периода состояние национальной безопасности стало стремительно ухудшаться по всем параметрам.

Национальная безопасность Российской Федерации - это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность ее национальных интересов. Более развернутое изложение понятия национальной безопасности дается в проекте закона РФ "О национальной безопасности".

Основные принципы обеспечения национальной безопасности России следующие.

1. Приоритет национальных интересов.

2. Законность.

3. Ответственность органов и сил национальной безопасности за ее обеспечение в лице их руководящих должностных лиц перед законом.

4. Информированность общества при строгом соблюдении государственной, служебной и коммерческой тайны.

5. Единство государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

6. Эффективность и оптимальность мер по обеспечению национальной безопасности.

Национальными интересами России являются:

1. Предотвращение угроз по всему их спектру.

2. Территориальная целостность страны.

3. Сохранение гражданского мира, свободы и прав.

4. Интересы России в политической и геополитической сфере.

5. Экономические интересы.

К основным объектам национальной безопасности относятся:

• личность, ее права и свободы;

• государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

· В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

· Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире и т.д.

· Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

· Усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, которые создают условия для возникновения конфликтов.

· Угроза криминализации общественных отношений. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

· Терроризм и организованная преступность.

· Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

· Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

· опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

· укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

· возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

· распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Направления национальной безопасности

Национальная безопасность дифференцируется на ряд самостоятельных направлений, таких как: геополитическая, оборонная, политическая, социальная, экономическая, продовольственная, демографическая, экологическая, информационная, психологическая (сознание человека как объект национальной безопасности).

Система национальной безопасности России

Защита национальных интересов государства осуществляется системой национальной безопасности, которая создается и функционирует на основе концепции национальной безопасности. Система национальной безопасности - это совокупность органов управления, сил и средств, законодательных актов, ориентированных на обеспечение безопасности и защиту жизненно важных интересов государства и общества от внешних и внутренних угроз.

Под жизненно важными интересами Российской Федерации понимаются:

• ее территориальная целостность;

• воспроизводство народонаселения;

• уровень государственно-экономического самосознания народа;

• экономическое и социальное благополучия;

• психическое и физическое здоровье;

• права, свободы и обязанности граждан.

Задачами системы национально-государственной безопасности являются:

• разработка и осуществление оперативных планов и других мер по защите национальных интересов;

• формирование, обеспечение и развитие органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности;

• восстановление объектов национальной безопасности, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.

Структура системы национально-государственной безопасности

Структуру названной выше системы составляют:

• органы и силы безопасности;

• государственные, общественные и гражданские организации и объединения, действующие в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ и т. д.

• отдельные граждане, привлекаемые на законном основании уполномоченными государственными органами к реализации мер по обеспечению национальной безопасности.

Органы и силы национально-государственной безопасности

• органы внешней безопасности РФ: Минобороны, МИД, Служба внешней разведки;

• органы внутренней безопасности: МВД - ведомство гражданской безопасности; ФСБ - ведомство по охране конституции и государственных институтов; ФПС (Федеральная пограничная служба), Прокуратура, Главное управление охраны (служба безопасности президента);

• органы экономической безопасности РФ: Минэкономики, Минфин, Налоговая служба и налоговая полиция, Таможенная служба, МВЭС;

• органы экологической и тех-носферной безопасности РФ: МЧС, Минэкологии, органы технического надзора - Гостехнадзор, Госпожнадзор;

• органы демографической безопасности РФ: Минздравсоцразвития, Минобрнауки, комитеты Федерального собрания по демографии;

• органы информационной и компьютерной безопасности: ФАПСИ при Президенте РФ, комитеты Федерального собрания по информационной политике, ЦСУ, Гостехкомиссия России, Роскоминформ, Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.

Меры и средства обеспечения национальной безопасности

Обеспечение национальной безопасности достигается мерами и средствами экономического, информационно-пропагандистского, правового, организационного, технического и иного характера.

Меры по обеспечению национальной безопасности состоят в:

• государственной защите национальных интересов;

• национальной дипломатической политике;

• поисках и поддержке стратегических геополитических союзников;

• быстром и мобильном реагировании на угрозы национальным интересам оптимальными средствами;

• готовности мгновенного нанесения ответного удара, а также в использовании тех или иных средств обеспечения национальной безопасности в целях защиты интересов России.

Функционирование системы национальной безопасности России

Система национальной безопасности Российской Федерации функционирует в четырех режимах, действующих в общегосударственном, региональном или отраслевом масштабах: мирного времени; повышенной готовности; чрезвычайного положения; военного времени.

Режим мирного времени - это нормальное функционирование системы национальной безопасности в условиях отсутствия угроз национальным интересам России или их практической нейтрализации.

Режим повышенной готовности - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз, требующих их пресечения.

Режим чрезвычайного положения - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих локализации и устранения.

В режиме чрезвычайного положения вводится цензура средств массовой информации с целью защиты национальных интересов.

Режим военного времени - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих отражения и уничтожения.

Объект и предмет экономической безопасности

Реализация национальных интересов России возможна только при устойчивом развитии экономики.

Первостепенную роль в обеспечении национальной безопас­ности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности — оборонной, экологической, инфор­мационной, внешнеполитической и др. — зависит от экономи­ческих возможностей страны.

Экономическая безопасность подразумевает сохранение и обес­печение жизненно важных интересов основных слоев населения страны. Положения и принципы экономической безопасности обретают необходимую четкость, когда определены основные тенденции развития социально-экономической структуры и фун­даментальные интересы населения страны.

Эффективная система экономической безопасности — вопрос жизни любой страны. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.

Для понимания сущности экономической безопасности важно уяснить ее связь с понятиями «развитие» и «устойчивость».

Развитие — один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, то у нее резко сокращаются воз­можности для выживания, сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность — важнейшие характеристики экономики как единой системы. Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внут­ри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. Безопасность — это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непред­сказуемых и трудно прогнозируемых факторов.

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критерий экономической безопас­ности — это оценка состояния экономики с точки зрения важ­нейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; социальной стабильности и др.

В системе показателей — индикаторов экономической безопасности необходимо выделять: уровень и качество жизни; темпы инфляции; норму безработицы, экономический рост; дефицит бюджета; государственный долг; встроенность в мировую экономику; состояние золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики.

Основные элементы экономической безопасности в общем виде заключаются в следующем:

1) способность страны иметь экономический потенциал, до­статочный для самостоятельного, устойчивого, прогрессивного развития всех сфер общественной жизни;

2) способность страны самодостаточно воспроизводить и обес­печивать свое население по признанным мировым стандартам жизненно необходимыми благами и обеспечивать благосостояние всех слоев населения;

3) способность страны противостоять и сохранять высокий уровень стабильности при внешних и внутренних экономических, политических, социальных, природных и техногенных дестаби­лизирующих воздействиях.

Мера обеспечения безопасности экономики определяется сле­дующими обстоятельствами:

• степенью открытости экономики и интегрированностью ее в мирохозяйственные связи;

• мерой притязаний других стран на экономическую или по­литическую независимость данной страны и завоевание ее национальной экономики;

• наличием потенциальных ресурсов для обеспечения защи­щенности;

• степенью влияния на развитие экономики теневого сектора.

Сегодняшнее состояние российский экономики в значитель­ной степени испытывает воздействие всех этих обстоятельств, поэтому необходимо усиление механизмов защиты экономики.

Концепция экономической безопасности России должна ос­новываться на учете многообразия факторов, включая ее глав­ный элемент — рост эффективности экономики. В связи с этим экономическая безопасность — это способность национальной экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей, неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и нормальное экономическое развитие.

Ситуация в экономике России и в мировой экономике обу­словливает необходимость комплексного подхода к этой проблеме, связанной с жизнеобеспечением общества и населения.

Таким образом, объектом экономической безопасности явля­ются экономическая система и институциональные преобразовании, способствующие повышению уровня экономической безопас­ности.

Предметом изучения являются методы, механизмы, инструменты и технологии функционирования экономических систем и инсти­туциональных преобразований, отвечающих требованиям эконо­мической безопасности.

Диализ классификационной схемы позволяет сделать вывод о том, что экономическая безопасность является прежде всего функцией от избранного политического и экономического курса.

Экономическая безопасность понимается как многоуровневое явление и включает:

• экономическую безопасность страны в целом;

• экономическую безопасность региона;

• экономическую безопасность отрасли и отдельного пред­приятия;

• экономическую безопасность отдельного гражданина и предпринимателя.

Обеспечение экономической безопасности представляет собой систему мер, направленных на защиту общенациональных интересов России в сфере экономики, оказывающих регулятивное воздействие на нее и активное противодействие внешним и внут­ренним угрозам, откуда бы они ни исходили. Рассмотрим эти меры.

1. Информационно-аналитические меры:

• мониторинг имеющейся информации относительно уязви­мости жизненно важных интересов и противодействия угрозам;

• выработка текущих и прогностических оценок развития эко­номических отношений в стране в плане предупреждения кризисных тенденций;

• разработка предложений о повышении эффективности системы обеспечения экономической безопасности и др.

2. Меры регулятивного воздействия:

• локализация и нейтрализация угроз всем жизненно важным

интересам страны;

• устранение кризисных тенденций в сфере обеспечения эко­номической безопасности и др.

3. Меры прямого противодействия:

• противодействие носителям всех угроз жизненно важным

интересам страны;

• контроль за состоянием экономических отношений в стране;

• программа выхода из экономического кризиса и др.

В совокупности указанные меры представляют собой политику обеспечения экономической безопасности.

Основные угрозы экономической безопасности

Под угрозами принято понимать потенциально или реально существующие воздействия, которые приводят к тому или иному моральному или материальному ущербу.

Угрозы негативного изменения внешней политической, эко­номической или природной среды либо негативных изменений в жизненно важных сферах внутри страны подразделяются на:

• реальные;

• потенциальные;

• целенаправленно создаваемые каким-либо субъектом или возникающие стихийно;

• актуальные;

• отдаленные и т. д.

Ущербы подразделяются на:

• фактические и возможные;

• восполнимые и безвозвратные (пекомпенсируемые);

• физические;

• социальные;

• политические:

• экономические.

С точки зрения самой общей классификации угроз безопасно­сти их можно разделить на внутренние и внешние.(табл.1).

Сопоставление внутренних и внешних угроз показывает, что количество внутренних угроз преобладает.

Таблица 1. Общая классификация угроз экономической безопасности

Угрозы экономической безопасности

Внутренние

Внешние

1. Продолжающийся спад производства

1. Зависимость России от

импорта многих видов продукции

стратегического назначения,

продовольствия

2. Низкая инвестиционная

активность и переток капитала в

посредническо-финансовую деятельность

2. Преобладание сырьевой

направленности экспорта

3. Низкая конкурентоспособность

продукции

3. Дискриминационные меры

зарубежных стран к российским

товарам

4. Катастрофическое ухудшение

состояния инновационного

потенциала

4. Высокий уровень внешнего долга

5. Свертывание научной сферы

5. Агрессивная политика

иностранных компаний по

завоеванию рынков сбыта

6. Структурная деформированность

экономики

7. Рост безработицы

8. Усиление имущественного

расслоения населения

6. Скупка за бесценок

российской собственности

9. Слабое использование разведанных недр

7. Вложения средств

в российскую экономику с целью

устранения конкурентов

10. Криминализация экономики

11. Региональный сепаратизм

 

12. Слабость нормативно-правовой

базы

 
 

13. Локальная концентрация бедных

слоев населения

 
 

14. Увеличение материало- и энергоемкости продукции

 
 

15. Рост взаимной задолженности

экономических субъектов

 
 

16. Просчеты политики

реформирования

 
 

Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности

Обеспечение экономической безопасности является важнейшей функцией государства. В Указе Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» содержатся основные принципиальные положения, связанные с обеспечением безопас­ности.

Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности страны включает следующие элементы:

1) объективный и всесторонний мониторинг экономики и об­щества для выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов экономической безопасности;

2) разработка комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

3) организация работы по реализации комплекса государствен­ных мер по обеспечению экономической безопасности.

Реальным механизмом контроля за реализацией государствен­ной политики в области обеспечения экономической безопасности является мониторинг экономической безопасности.

Главными целями мониторинга экономической безопасности являются:

• создание государственной системы мониторинга состояния обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;

• оперативное обеспечение органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов информацией о со­стоянии угроз экономической безопасности, их характере, возможных последствиях, а также прогнозами в этой области;

• информационное взаимодействие всех органов власти;

• контроль за состоянием угроз экономической безопасности страны.

Для достижения целей организации мониторинга необходимо решение следующих задач:

1) разработка организационно-методического обеспечения проведения мониторинга, обеспечивающего сбор и оценку ин­формации с использованием пороговых значений и критериев эко­номической безопасности;

2) разработка механизма получения информации о состоянии угроз экономической безопасности;

3) оперативный анализ поступающей информации в целях предупреждения угроз экономической безопасности, а также обес­печение информацией о действиях органов власти в целях скорейшего и наиболее эффективного устранения их последствий.

В «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895, существенное внимание уделено обеспечению ин­формационной безопасности в области экономики страны. Обес­печение информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики играет ключевую роль в обеспечении нацио­нальной безопасности страны.

Воздействию угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономической безопасности наиболее подвержены:

• система государственной статистики;

• кредитно-финансовая система;

• информационные и учетные автоматизированные системы подразделений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики;

• системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;

• системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информа­ции о внешнеэкономической деятельности государства, а также предприятий, учреждений и организаций незави­симо от формы собственности.

Основными мерами по обеспечению информационной безо­пасности Российской Федерации в сфере экономики являются:

• организация и осуществление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансо­вой, биржевой, налоговой, таможенной информации;

• коренная перестройка системы государственной статисти­ческой отчетности в целях обеспечения достоверности, пол­ноты и защищенности информации, осуществляемая путем введения строгой юридической ответственности должностных лиц за подготовку первичной информации, организацию контроля за деятельностью этих лиц и служб обработки и анализа статистической информации, а также путем ограничения коммерциализации такой информации;

• разработка национальных сертифицированных средств за­щиты информации и внедрение их в системы и средства сбора, обработки, хранения и передачи статистической, фи­нансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;

• разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, сис­тем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также разработка нормативной правовой базы, регламентирующей их использование;

• совершенствование нормативной правовой базы, регулиру­ющей информационные отношения в сфере экономики;

• совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи экономической информации.

Обеспечение экономической безопасности наряду с обще­государственными средствами достигается также средствами, при­сущими каждой из сфер безопасности. Защита экономических интересов, прав и свобод обществаи граждан должна обеспечи­ваться всеми институтами общества и государства. Передать эти функции в ведение одного органа — значит поставить его над всеми этими институтами, в том числе и над Конституцией.

Необходимо создание соответствующей системы, в которой на каждом уровне решается круг задач, определяемых его компетен­цией. Таким образом, можно выделить несколько уровней, обра­зующих систему государственных органов и ведомств, занятых в пределах своей компетенции проблемами экономической безо­пасности. Это следующие уровни:

государственно-региональная модель — на уровне Федерации и субъекта Федерации;

ведомственно-отраслевая модель — в отраслях с преимущественно государственной собственностью;

смешанная модель — в отраслях, где за государством закреплены пакеты акций;

корпоративная модель — для акционерных обществ и финан­сово-промышленных групп.

Параллельно с государственной системой обеспечения эконо­мической безопасности в России с началом экономических ре­форм стала постепенно складываться негосударственная система в области экономической безопасности, нацеленная прежде всего на безопасность предпринимательства, собственности и личности.