Название реферата: Анализ системы управления ЧС в РФ
Скачано с сайта: www.refbzd.ru
Дата размещения: 03.04.2013
Анализ системы управления ЧС в РФ
Введение
Россия, как и другие страны, постоянно подвергается воздействию катастроф. Они уносят тысячи человеческих жизней, наносят колоссальный экономический ущерб, в мгновение разрушают то, что люди создавали годами и даже веками. Учитывая это, в апреле 1992 г. Правительство Российской Федерации приняло и утвердило Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
Через три с половиной года, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" эта система, основательно проверенная практикой, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее ЕГСЧС) в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации различных чрезвычайных ситуаций, обеспечения постоянной готовности к ним органов государственного управления, быстрых и эффективных действий в чрезвычайных ситуациях руководствуется Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.
На основании этого Постановления в каждом субъекте РФ разработаны Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основная цель создания ЕГСЧС — объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов, районов, а также организаций, учреждений и предприятий для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Цель прохождения преддипломной практики – исследование организации и исполнения на местном уровне предупреждения и ликвидации ЧС, на примере Афанасьевского муниципального образования Тулунского района Иркутской области.
Задачи практики:
- рассмотрение теоретических и нормативно- правовых аспектов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном, региональном и местном уровне;
- изучение понятия ЧС, принципы организации системы их предупреждения и ликвидации;
- анализ деятельности администрации Афанасьевского муниципального образования Тулунского района Иркутской области;
- анализ организации предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Афанасьевском муниципальном образовании Тулунского района Иркутской области;
Общая структура Единой Государственной Системы Чрезвычайных Ситуаций (ЕГСЧС) в РФ
ЕГСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
ЕГСЧС состоит из функциональных и те рриториальных подсистем. Данная система действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Функциональные подсистемы ЕГСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.
Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На каждом уровне ЕГСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координирующие органы — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧСПБ) создаются для координации деятельности органов управления и сил РСЧС на соответствующем уровне. Они, как коллегиальные органы, объединяют в своем составе ответственных представителей различных ведомств этого уровня, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения оперативно мобилизовать силы и ресурсы соответствующей территории на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Координационными органами ЕГСЧС являются:
- на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
- на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
- на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Рабочими органами КЧСПБ являются соответствующие постоянно действующие органы управления ЕГСЧС, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
- на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
- на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры);
- на региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации);
- на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Непрерывное оперативное управление в ЕГСЧС осуществляют создаваемые на всех уровнях органы повседневного управления:
- центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
- центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
- центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
— единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
— дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Для оперативного управления в зависимости от конкретной чрезвычайной ситуации на базе органов управления могут создаваться нештатные органы управления — оперативные группы.
Органы управления ЕГСЧС размещаются на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации.
Оперативность, устойчивость и непрерывность управления обеспечиваются:
максимальным приближением управления в повседневных условиях к управлению при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;
заблаговременным созданием во всех звеньях управления запасных пунктов управления;
оснащением пунктов управления современными средствами связи и оповещения;
сопряжением систем оповещения и связи РСЧС с соответствующими системами оповещения гражданской обороны, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации;
заблаговременной подготовкой дублирующих органов управления;
заблаговременной разработкой и своевременным осуществлением мероприятий по восстановлению нарушенного управления.
Структура регионального и территориального уровня ЕГСЧС
Территориальные подсистемы ЕГСЧС объединяют органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории субъекта Федерации, органов исполнительной власти субъекта Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Территориальная подсистема ЕГСЧС является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, действует на региональном, муниципальном и объектовом уровнях в пределах субъекта РФ состоит из звеньев территориальной подсистемы ЕГСЧС соответствующих административно-территориальному делению его территории.
Организация, состав сил и средств звеньев территориальной подсистемы РСЧС, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в субъекте РФ.
На каждом уровне территориальной подсистемы РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационными органами единой системы являются:
- на региональном уровне (в пределах субъекта РФ) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в субъекте РФ;
- на муниципальном уровне (в пределах территории муниципальных образований) - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;
Создание, реорганизация и ликвидация комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенции осуществляются решениями Губернатора субъекта РФ, руководителями органов местного самоуправления и организаций соответственно.
Компетенция и полномочия комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности определяются в положениях о них или в решении об их создании. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:
а) разработка предложений по реализации полномочий субъекта РФ, органов местного самоуправления и организаций в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
б) координация деятельности органов управления и сил территориальной подсистемы ЕГСЧС;
в) обеспечение согласованности действий Администрации субъекта РФ территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.
Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями Губернатора субъекта РФ, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органами повседневного управления территориальной подсистемы ЕГСЧС являются:
- единая дежурно-диспетчерская служба "01" субъекта РФ; - единые дежурно-диспетчерские службы "01" муниципальных образований;
- дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов). Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размещение органов управления территориальной подсистемы ЕГСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемыми в состоянии постоянной готовности к использованию.
Пункты управления на региональном и территориальном уровне
Одним из основных элементов систем управления ЕГСЧС и гражданской обороны являются пункты управления, которые создаются на всех уровнях управления — от объекта экономики, муниципального образования до территориального (субъект Российской Федерации), регионального и федерального уровней управления.
Пункты управления (ПУ) ЕГСЧС и гражданской обороны — это специально оборудованные сооружения (помещения) или транспортные средства, оснащенные необходимыми техническими средствами связи и жизнеобеспечения и предназначенные для размещения и обеспечения эффективной работы органов управления как в мирное время, так и в особый период.
ПУ подразделяются на стационарные и подвижные, размещенные на различных транспортных средствах.
Стационарные пункты управления, в свою очередь, подразделяются на:
- повседневные ПУ, предназначенные для обеспечения функционирования органов управления в местах их постоянной дислокации в мирное время;
- запасные ПУ, необходимые для защиты органов управления от современных - средств поражения и обеспечения устойчивого управления в особый период. По месту своего размещения они могут быть городскими и загородными.
ПУ обслуживаются постоянным и переменным составом. Постоянный состав включает штатный состав ПУ (оперативные дежурные, операторы, личный состав узла связи), обеспечивающий работу ПУ при повседневной готовности в мирное время.
При введении режима повышенной готовности функционирования ЕГСЧС или режима чрезвычайной ситуации, а также при переводе гражданской обороны с мирного на военное время на ПУ дополнительно разворачивается переменный состав, включающий руководителей органов управления ЕГСЧС и гражданской обороны, операторов из состава администрации и органа управления ГОЧС.
В связи с этим на повседневном ПУ предусматривается наличие помещений для размещения и работы оперативной дежурной смены, технических средств управления, средств связи и оповещения, средств спецсвязи, а также переменного состава согласно «боевому» расписанию ПУ.
Запасные ПУ должны иметь защищенные помещения для размещения личного состава органов управления и технических средств управления, узлы связи и станции оповещения, системы жизнеобеспечения и электроснабжения. Большое внимание при этом обращается на наличие автономных источников питания, обеспечивающих электроснабжение всех элементов ПУ на достаточно длительное время, в условиях нарушения централизованного электроснабжения.
Особые требования по размещению, защите и оборудованию предъявляются к загородным запасным ПУ. Они размещаются в загородных зонах, имеющих развитые сети связи и хорошую дорожную сеть.
Узел связи такого ПУ должен иметь одну или несколько линий привязки к опорным узлам связи сети связи общего пользования — районные или городские узлы связи) и, по возможности, дополнительные линии привязки к ведомственным узлам связи, размещенным на данной территории.
С загородного ПУ должна обеспечиваться связь по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и возможность выхода на старшие и взаимодействующие органы управления. Особо следует подчеркнуть необходимость обеспечения связи по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в обход системы связи административных центров и других категорированных городов.
Это одно из основных условий обеспечения устойчивости управления и связи с загородного ПУ.
С узла связи загородного ПУ предусматривается организация проводной и радиосвязи в необходимых объемах для обеспечения надежного управления. В отдельных случаях с загородного ПУ организуется спутниковая связь.
Загородные запасные ПУ, как правило, включают в себя:
— защищенные рабочие помещения;
— узлы связи;
— помещения для аппаратуры централизованного оповещения;
— помещения спецсвязи;
— пункты приема и передачи информации;
— радиопередающий центр;
— автономные источники энергоснабжения, водоснабжения и другие системы жизнеобеспечения;
— наземные здания и сооружения для отдыха и питания сотрудников и обслуживающего персонала, а также для хранения техники;
— места стоянки машин;
— посадочные площадки для вертолетов.
Вместимость защищенных рабочих помещений должна составлять 30–40% от общей численности работающих.
В составе загородного ПУ обязательно создается центр оповещения, обеспечивающий управление работой системой централизованного оповещения населения. Как правило, в состав ПУ включается и радиовещательная аппаратная для выхода на местные сети вещания (проводное, радио- и телевещание).
В защищенных помещениях оборудуются рабочие места со средствами связи для размещения: главы администрации, членов КЧСПБ, рабочей группы органа управления ГОЧС, представителей служб гражданской обороны, представителей военного гарнизона, военного комиссариата и др.
Для обеспечения устойчивой и надежной работы пунктов планируются и проводятся специальные тренировки по занятию рабочих мест на ПУ и отработке задач по учебной обстановке с обязательным задействованием средств связи, оповещения и автоматизации.
Такие периодические тренировки очень важны для отработки вопросов оперативного занятия ПУ и обеспечения его слаженной работы. Они также помогают выявлять и устранять узкие места в работе органа управления, работе всех технических систем обеспечения пункта управления.
Загородные запасные ПУ и в мирное время могут быть использованы по прямому назначению в случае невозможности обеспечения управления в полном объеме непосредственно с повседневных ПУ при организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подвижные пункты управления (ППУ) являются составными элементами запасных пунктов управления. Они создаются заблаговременно, оборудуются на специальных командно-штабных машинах или на специально дооборудованных транспортных средствах и должны быть способны быстро перемещаться, развертываться и свертываться, устойчиво работать круглосуточно, поддерживать связь на ходу.
Состав, оборудование и оснащение ППУ на каждом уровне управления различны с учетом их предназначения. На транспортных средствах ППУ оборудуются рабочие места для глав администраций (руководителей гражданской обороны), членов КЧСПБ и оперативных рабочих групп органа управления ГОЧС, устанавливаются средства связи, обеспечивающие поддержание непрерывной связи с подчиненными и старшими органами управления, подчиненными силами.
Подвижные пункты управления, помимо автомобильных средств, могут оборудоваться также на средствах воздушного, морского, речного и железнодорожного транспорта.
Подвижные ПУ должны обеспечивать непосредственное управление подчиненными органами и силами при ликвидации чрезвычайной ситуации, в любом районе данного субъекта Российской Федерации (муниципального образования), на наиболее ответственных направлениях в военное время, а также выполнять функции дублеров стационарных запасных пунктов управления.
В зависимости от типа транспортных средств базирования подвижные пункты управления можно разделить на:
— воздушные ПУ — на базе самолетов или вертолетов;
— мобильные ПУ — на базе автомобильной техники высокой проходимости (с использованием кунгов и прицепов) или автобусов, а также других транспортных средств.
К особой группе мобильных ПУ следует отнести ПУ на базе кузовов-контейнеров, перевозимых всеми видами транспорта.
На воздушных пунктах управления размещаются группа должностных лиц и комплекс технических средств с обслуживающим персоналом. Они предназначены для управления в тех случаях, когда управление с наземных пунктов управления затруднено или невозможно. Наиболее перспективными являются воздушные пункты управления, оборудованные на вертолетах, что обуславливается условиями их взлета, посадки и базирования.
В состав мобильного ПУ, как правило, входят несколько автомобилей для размещения личного состава органа управления, штабной автобус для работы смены оперативной группы органа управления ГОЧС, мобильный узел связи, подвижная звукоусилительная станция, машины сопровождения. Вместо отдельной подвижной звукоусилительной станции могут использоваться мобильные громкоговорящие устройства, установленные на машинах сопровождения милиции.
Наиболее частым вариантом мобильного узла связи является мобильный узел на основе штатной комбинированной радиостанции на базе автомобиля ГАЗ-66. В состав оборудования связи такого мобильного узла входят УКВ- и КВ-радиостанции, антенные устройства, полевой телефонный коммутатор, полевые телефонные аппараты и полевой телефонный кабель, полукомплект радиорелейной станции.
Это оборудование обеспечивает радиосвязь в движении (десятки километров), на стоянке (до 300 км), развертывание полевой телефонной сети небольшой емкости (до 10 абонентов), привязку к ближайшему узлу связи сети общего пользования. В состав штатного оборудования мобильного узла связи дополнительно могут включаться также радиостанции транкинговой сети и сотовой сети связи. Радиостанции транкинговой связи обеспечивают выход на телефонные сети общего пользования. В качестве источников питания средств связи используются штатные средства такого мобильного узла связи.
В Положении о ПУ, разрабатываемом для конкретных ситуаций, должны быть отражены следующие вопросы:
— состав, назначение и места расположения стационарных пунктов управления;
— ответственные органы за содержание и приведение в готовность ПУ;
— состав расчетов органов управления на ПУ (боевое расписание);
— время подготовки и занятия ПУ органом управления соответствующего уровня управления;
— состав рабочих технических групп (постоянного состава), высылаемых на ПУ для их подготовки к занятию органом управления;
— периодичность проведения учебных тренировок по занятию ПУ и организации работы расчетов ПУ с задействованием средств автоматизации, связи и оповещения;
— организация привязки ПУ к опорным узлам связи;
— задачи служб связи и оповещения гражданской обороны по подготовке и развитию систем связи по линии ПУ;
— вопросы организации работы на ПУ;
— вопросы финансирования содержания ПУ, оплаты используемых средств и каналов связи с ПУ, финансирования работ по модернизации средств узлов связи, аппаратуры оповещения, технических систем жизнеобеспечения ПУ;
— состав, место расположения и районы использования подвижных ПУ;
— вопросы организации связи с ПУ;
— мероприятия по повышению устойчивости работы ПУ в особый период;
— вопросы организации управления и связи по линии запасных ПУ;
— порядок предоставления донесений и обмена данными между ПУ.
При оценке состояния и организации функционирования пунктов управления основное внимание со стороны органов управления ЕГСЧС (ГО), органов управления ГОЧС должно уделяться запасным и подвижным пунктам управления.
При этом на запасном пункте управления должно обращаться внимание на:
— техническое состояние ПУ;
— состав обслуживающего персонала (постоянного состава) ПУ;
— общие вопросы организации управления с ПУ;
— организацию проводной и радиосвязи с ПУ, схемы привязки ПУ к опорным узлам связи;
— возможности обеспечения связи с ПУ в обход сети связи административных центров;
— состояние техники связи и оповещения, размещенной на узле связи ПУ;
— состояние систем жизнеобеспечения ПУ, особенно автономного источника питания;
— мероприятия по обеспечению устойчивости управления с ПУ;
— состав и организацию рабочих мест расчета ПУ согласно боевому расписанию;
— общую организацию работы органа управления на ПУ (время подготовки ПУ к работе и занятия его расчетом, организация обмена информацией внутри и за пределами, организация взаимодействия и др.);
— готовность к работе центра оповещения и радиовещательной аппаратной ПУ.
Организация оповещения населения на региональном и территориальном уровне
Одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.
Оповестить население означает: своевременно предупредить его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях.
Процесс оповещения населения обязательно сопровождается организацией оповещения органов управления и ответственных должностных лиц, принимающих решения на проведение конкретных мероприятий по защите населения и аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.
Процесс оповещения включает доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, а также населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях.
Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.
В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала, при любом характере опасности, включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности «Внимание всем!». Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации — радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации наиболее рационального способа своего поведения в создавшихся условиях.
Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.
Сигналы оповещения и информация, доводимые до органов управления, должностных лиц и сил ЕГСЧС, носят характер и содержание, соответствующие решаемым задачам. Это особая информационная ветвь в общей системе оповещения.
Для решения задач оповещения на всех уровнях ЕГСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС различают несколько уровней, на которых должны создаваться системы оповещения — федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый.
Система оповещения любого уровня ЕГСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях.
Управление системой оповещения каждого уровня организуется непосредственно соответствующими органами повседневного управления ЕГСЧС данного уровня. Решение на задействование системы оповещения любого уровня принимает соответствующий глава администрации (начальник гражданской обороны).
Системы централизованного оповещения регионального уровня являются основным звеном в ряду систем оповещения ЕГСЧС. Именно с этого уровня планируется организация централизованного оповещения населения в масштабе субъекта Российской Федерации.
Задачами СЦО регионального уровня являются оповещение должностных лиц и сил данного уровня, органов управления местного и объектового уровней и их должностных лиц, а также населения, проживающего на территории, охватываемой СЦО этого уровня.
Информация, доводимая до органов управления и должностных лиц, носит оперативный характер, а до населения доводится информация о характере и масштабах угрозы, а также о действиях в создавшихся условиях.
СЦО региональногоуровня должны обеспечивать как циркулярное, так и выборочное включение СЦО местных уровней. Передача сигналов и речевой информации в СЦО регионального уровня осуществляется по каналам связи на основе их перехвата на время передачи сигналов и речевой информации. Время перехвата каналов связи определяется техническими характеристиками аппаратуры управления, на основе которой построена СЦО данного территориального уровня, и установленной длительностью передачи речевого сообщения.
Верхние звенья СЦО регионального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям регионального уровня по месту их постоянного размещения и в загородной зоне.
Элементы комплекса аппаратуры среднего звена СЦО регионального уровня устанавливаются на предприятиях местных органов связи (междугородные станции, городские и районные узлы связи).
Оконечные комплекты аппаратуры оповещения СЦО регионального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС, созданных при органах местного самоуправления, в органах управления сил, непосредственно подчиненных органам исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации.
Основной аппаратурой систем оповещения территориального уровня является аппаратура П-160, обеспечивающая формирование и передачу пяти сигналов (команд) управления, из которых две команды предназначаются для создания тракта речевой передачи (возможность ведения речевых передач непосредственно от оперативных дежурных).
Время передачи сигнала управления (время перехвата канала связи) в одном звене составляет 3 секунды, после чего они автоматически возвращаются потребителям.
Эксплуатационно-техническое обслуживание аппаратуры управления и средств оповещения СЦО осуществляется специалистами связи местных органов Минсвязи России на договорной основе за счет средств местного бюджета.
Комплексные проверки СЦО территориального уровня с задействованием всех звеньев и средств оповещения (включая запуск электросирен) проводятся не реже одного раза в год с составлением официального акта проверки.
СЦО территориального звена, построенные на базе аппаратуры типа 5Ф88 и П-160, в настоящее время подлежат реконструкции на основе новой аппаратуры типа П-166, производство которой уже началось.
Системы централизованного оповещения местного уровня
К местному уровню относятся системы оповещения города и сельского района. Задачами систем оповещения местного уровня являются оповещение должностных лиц данного уровня и органов управления объектового уровня, а также населения, проживающего на территории, охватываемой системой оповещения этого уровня.
Управление системой оповещения местного уровня может осуществляться непосредственно от оперативно-дежурной службы органов управления ГОЧС, созданным при органах местного самоуправления, или через дежурную смену узла связи города (района), где установлена аппаратура управления системой оповещения.
На территории субъектов Российской Федерации насчитывается несколько тысяч потенциально опасных объектов, аварии на которых представляют опасность миллионам людей.
При возникновении на потенциально опасном объекте аварии (катастрофы) оповещение проживающего вблизи его населения на основе задействования соответствующей территориальной системы централизованного оповещения связано с большими трудностями, так как в территориальной системе оповещения очень сложно, а подчас и невозможно выделить требуемый для оповещения участок непосредственно в зоне потенциально опасного объекта. Поэтому оповещать приходится целый район или город, что связано со значительной задержкой во времени. В этих условиях более эффективной является организация оповещения населения непосредственно дежурным диспетчером самого предприятия.
Для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), предусматривается создание объединенных локальных систем оповещения с централизованным управлением от местных органов управления ГОЧС. Создание таких объединенных локальных систем оповещения позволяет объединить финансовые возможности объектов.
Краткая характеристика Афанасьевского МО
16 декабря 2004 года на территории Тулунского района образовано Афанасьевское муниципальное образование .Перечень населенных пунктов, включенных в состав Афанасьевского сельского поселения, входят :деревня Афанасьева, поселок Ермаки, село Никитаево.
Деревня Афанасьева расположена в центре Тулунском района Иркутской области (15 км от районного центра). Общая площадь Афанасьевского муниципального образования составляет 13 361,20 га. Деревня Афанасьева основана в 1800 году. На севере муниципальное образование граничит с Гуранским сельским поселением, на востоке с Шерагульским сельским поселением , на юге с Писаревским поселением и муниципальным образованием «г.Тулун», на западе с Котивским поселением ,на северо-заподе с Сибиряковским поселением.
Афанасьевское муниципальное образование является единым экономическим, историческим, социальным, территориальным образованием, входит в состав муниципального образования «Тулунский район», наделенного Законом Иркутской области № 98-оз от16.12.2004 г. статусом муниципального района.
Афанасьевское муниципальное образование наделено статусом сельского поселения Законом Иркутской области от16.12.2004г. №98-оз « О статусе и границах муниципальных образований Тулунского района Иркутскойобласти».
Численность населения –1210 человек. На территории данного МО функционирует ряд предприятий (см. табл. 2.1)
Таблица 2.1
Перечень предприятий на территории сельского Поселения на 01.01.2009г.
№ п/п |
наименование предприятия |
Адрес |
Кол-во работающих |
1 |
ЗАО «Монолит» |
Д. Афанасьева ул.Ленина 2 |
120 |
2 |
МОУ Афанасьевское СОШ |
Д. Афанасьева, ул.Ленина 8а |
39 |
3 |
МОУ Ермаковская начальная школа |
П.Ермаки ул.Трактовая |
5 |
Окончание таблицы 2.1
4 |
МОУ Никитаевская ш/сад |
С .Никитаево, ул.Школьная |
15 |
5 |
МДОУ «Солнышко» |
Д.Афанасьева ул.Ленана3а |
14 |
6 |
ДК «Афанасьевское» |
Д.Афанасьева ул.Ленина 4а |
9 |
7 |
ФАП - Афанасьева |
Д.Афанасьева ул.Ленина 4 |
3 |
8 |
ФАП- Никитаево |
С.Никитаево ул.Кировская 44 |
2 |
9 |
Узел почтовой связи, д.Афанасьева. |
Д.Афанасьева ул.Ленина 4 |
4 |
10 |
Магазин ООО «Алгатуй» |
Д.Афанасьева ул.Ленина 4 |
2 |
11 |
Магазин ООО «Звезда» |
Д.Афанасьева ул.Ленина 4 |
3 |
12 |
КФХ «Чепурных» |
С.Никитаево ,ул.Кировская 78 |
30 |
13 |
КФХ « Бородулин» |
С.Никитаево ,ул.Кировская |
5 |
14 |
Магазин «Любава» |
С.Никитаево Кировская 50 | |
15 | |||
16 |
Администрация с/п |
Д.Афанасьева ул.Ленина 4 |
7 |
Адрес администрации Афанасьевское сельского поселения: 665224 Иркутская область Тулунский район д.Афанасьева ул.Ленина 4.
Структура органов местного самоуправления утверждается Думой Афанасьевского сельского поселения по представлению главы Афанасьевского сельского Поселения.
Штаты Администрации формируются и утверждаются главой администрации в соответствии с ее структурой, в пределах, утвержденных в местном бюджете средств на содержание Администрации сельского поселения.
Администрация обладает правами юридического лица. Организация и деятельность Администрации основывается на принципах законности, гласности.
Руководство администрацией сельского поселения осуществляет Глава сельского поселения на принципах единоначалия.
Администрация сельского поселения подконтрольна в своей деятельности Думе сельского поселения в пределах полномочий последней.
Финансирование администрации сельского Поселения осуществляется за счет средств, предусмотренных в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
К полномочиям администрации сельского поселения относятся реализуемые в установленном законодательством и Уставом порядке:
1) обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения сельского поселения;
2)формирование, исполнение местного бюджета;
3) управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке, определенном Думой сельского поселения;
4) разработка проектов планов и программ социально-экономического развития сельского поселения:
5) разработка и представление Думе сельского поселения структуры администрации сельского поселения и положений об органах администрации сельского поселения, наделенных правами юридического лица:
6) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву Главы сельского поселения, депутата Думы сельского поселения, голосования по вопросам изменения границ сельского поселения, преобразования сельского поселения;
7) принятие решения о создании в установленном порядке печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, а также официальной информации администрации сельского поселения;
8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с законодательством;
9) принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений в порядке, определенном Думой сельского поселения;
10) осуществление управления муниципальными предприятиями и учреждениями;
11) назначение и освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений;
12) формирование и размещение муниципального заказа;
13) принятие решений об установлении (изменении) наименований улиц (переулков, площадей, проспектов, скверов, парков, садов) сельского поселения, а также других муниципальных объектов, если иное не установлено законодательством;
14) принятие решений о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для сельского поселения работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения в соответствии с настоящим Уставом;
15) осуществление отдельных полномочий, переданных администрации сельского поселения органами местного самоуправления муниципального района в соответствии с заключаемыми соглашениями;
16) иные полномочия, отнесенные к ведению органов местного самоуправления сельского поселения, за исключением отнесенных к компетенции Думы сельского поселения, Избирательной комиссии сельского поселения.
Анализ организационной структуры местной администрации
По мнению многих ученых, организация - это социальная структура, состоящая из личностей, она может быть эффективной или неэффективной. Эффективная организационная структура всегда признает уникальность каждого работника.
В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Организационная структура - важнейший фактор деятельности органа местного самоуправления, форма, в которой реализуется процесс муниципального управления. Под организационной структурой следует понимать состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц (должностей), звеньев (управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления. Структура местной администрации обусловливается:
- типом муниципального образования, что определяет состав предметов ведения местного самоуправления и объем задач и функций органов местного самоуправления, в т. ч. администрации;
- размером территории муниципального образования;
- численностью и составом населения муниципального образования;
- положением в системе территориального разделения труда;
- экономическим потенциалом;
- состоянием муниципального хозяйства и уровнем развития инженерной и социальной инфраструктуры;
- численностью исполнительных органов. Так, штат администрации городского округа может насчитывать сотни работников и десятки структурных подразделений, тогда как штат администрации небольшого сельского поселения - лишь 5-7 сотрудников.
На организационную структуру местной администрации влияют:
- внешние факторы:
-местные условия и особенности (природные, исторические, национально-демографические, экономические);
- тип муниципального образования и численность населения;
-особенности и состав управляемых объектов (ЖКХ, социальная сфера, промышленный комплекс);
- внутренние факторы:
- кадровый состав;
- техника и технология управления;
- организация труда.
При формировании организационной структуры администрации необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы. Внедрение новых информационных технологий также влияет на структуру администрации, т. к. влечет как сокращение числа работников отдельных подразделений, так и появление новых подразделений (например, информационного обслуживания).
Важнейшим фактором, влияющим на формирование организационной структуры, является норма управляемости. Нормой управляемости называют максимально допустимое число работников, деятельностью которых может эффективно управлять один руководитель при определенных организационно-технических условиях. От нормы управляемости зависит как численность сотрудников в отдельном подразделении, так и количество подразделений администрации.
В связи с тем, что органы местного самоуправления наряду с решением вопросов оперативного и текущего характера проводят работу по определению стратеги социально-экономического развития муниципального образования, в организационной структуре администрации необходимо предусмотреть блок перспективного, стратегического управления, отделив его от блока оперативного и текущего управления. На практике это достигается путем разделения полномочий между представительными и исполнительными органами местного самоуправления, а также созданием в организационной структуре администрации специальных подразделений, занимающихся разработкой и реализацией стратегии развития муниципального образования.
При формировании структуры местной администрации следует также учитывать тенденции постоянного изменения внешних условий, в т. ч. законодательства. В связи с этим организационная структура должна быть достаточно эластичной, способной адаптироваться к новым условиям, для чего необходимо периодически вносить изменения в организационные структуры органов местного самоуправления, создавать как постоянные, так и временные целевые подразделения (штабы, комиссии, комитеты).
В условиях реформирования системы местного самоуправления линейно-функциональные организационные структуры муниципального управления в ряде случаев не отвечают требованиям, предъявляемым к управлению постоянно усложняющимися объектами, и целям муниципального управления. Для устранения этого несоответствия структуры администраций могут дополняться структурами нового типа - программно-целевыми. Они создаются для решения конкретных целевых задач и могут быть постоянными либо временными.
Механизм действия временных программно-целевых структур приблизительно следующий. При возникновении новой проблемы, требующей решения в течение определенного отрезка времени, составляется программа работ, выделяются необходимые для выполнения программы ресурсы, и формируется временный коллектив работников. Служащие органа местного самоуправления, вошедшие во временный коллектив по выполнению целевой программы, находятся на время ее решения в двойном подчинении: административном - своему линейному руководителю (вертикальная связь) и функциональном - руководителю программы (горизонтальная связь).
Ключевой фигурой в процессе формирования организационной культуры является глава муниципального образования.
Структура органов местного самоуправления утверждается Думой Афанасьевского сельского поселения по представлению главы Афанасьевского сельского поселения.
В соответствии с федеральными законами основанием для государственной регистрации органов администрации сельского поселения, обладающих правами юридического лица, является решение Думы сельского поселения об учреждении соответствующего органа и об утверждении положения о соответствующем органе.
Положения об органах администрации сельского поселения, не обладающих правами юридического лица, утверждаются Главой сельского поселения.
Органы администрации сельского поселения самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению, взаимодействуют с подведомственными муниципальными предприятиями и учреждениями, а также с иными организациями по профилю своей деятельности в установленном порядке.
Функции и полномочия органов администрации сельского поселения, а также организация и порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми Главой сельского поселения либо Думой сельского поселения.
Для обеспечения участия общественности, а также учета мнения органов государственной власти и местного самоуправления, организаций при решении вопросов местного значения при администрации сельского поселения могут создаваться координационные и иные советы и комиссии, являющиеся консультативно-совещательными органами, не наделенными властными полномочиями и не входящими в структуру администрации сельского поселения.
Указанные органы формируются Главой сельского поселения и действуют на основании утверждаемых им положений.
Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
|
![]() |
Рис. 2.1. Структура администрации Афанасьевского сельского Поселения
На рисунке 2.1 видно то, что взаимодействие осуществляется по горизонтальной линии, то есть специалисты выполняют разные функции, но они равноправны, между собой не связаны, взаимодействуют только в пределах своих обязанностей, а так же в свою очередь подчиняются руководству. Глава администрации должны иметь большой объем профессиональных знаний и умений, причем в различных областях. Специалисты четко должны знать свои функции, обязанности, быть психологом, дипломатом, разрешать вопросы населения не его компетенции
Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава сельского поселения, руководитель иного органа местного самоуправления, или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя)
Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами Иркутской области и нормативными правовыми актами Думы сельского поселения.
Функциональные задачи
Глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения и наделяется Уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Он возглавляет администрацию сельского поселения, исполняет полномочия председателя Думы сельского поселения, избирается на муниципальных выборах сроком на 5 лет.
Полномочия главы сельского поселения
как Глава муниципального образования:
- представляет сельское поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени сельского поселения;
- подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Думой сельского поселения;
- издает в пределах своих полномочий правовые акты;
- вправе требовать созыва внеочередного заседания Думы сельского поселения;
- обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области;
- представляет Думе сельского поселения ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе и о решении вопросов, поставленных Думой сельского поселения;
- осуществляет иные полномочия, закрепленные за ним законодательством и настоящим Уставом.
Глава сельского поселения как Глава администрации сельского Поселения:
- руководит деятельностью администрации сельского поселения, организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации сельского поселения по решению вопросов местного значения, организует и обеспечивает исполнение отдельных полномочий, переданных администрации сельского поселения органами местного самоуправления муниципального образования «Тулунский район» в соответствии с заключаемыми соглашениями;
- приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности от имени сельского поселения, выступает в суде без доверенности от имени сельского поселения;
-представляет администрацию сельского поселения в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями;
- издает правовые акты по вопросам, отнесенным к полномочиям Главы сельского поселения и администрации сельского поселения, а также по вопросам организации деятельности администрации сельского поселения;
- утверждает положения об органах администрации сельского поселения, не наделенных правами юридического лица;
- назначает и освобождает от должности работников администрации сельского поселения, определяет их полномочия;
- ежегодно отчитывается перед Думой о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Думой сельского поселения;
- организует прием граждан;
- принимает решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для сельского поселения работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения в соответствии с настоящим Уставом;
- организует выполнение решений Думы сельского поселения в рамках своих полномочий;
- представляет на рассмотрение и утверждение Думы сельского поселения проект местного бюджета и отчёт об его исполнении, в соответствии с решениями Думы сельского поселения распоряжается средствами местного бюджета;
- разрабатывает структуру администрации сельского поселения и представляет её на утверждение Думе сельского поселения;
- в порядке, установленном решениями Думы сельского поселения, издаёт правовые акты по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности, о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных организаций;
- осуществляет контроль по исполнению собственных правовых актов, организует проверку деятельности должностных лиц администрации сельского поселения и руководителей муниципальных предприятий и учреждений;
- в праве запрашивать в установленном порядке от организаций, расположенных на территории сельского Поселения, сведения, необходимые для анализа социально - экономического развития муниципального образования;
- решает иные вопросы в соответствии с законодательством, настоящим Уставом и решениями Думы сельского поселения.
Глава сельского поселения как председатель Думы сельского поселения:
- председательствует на заседаниях Думы сельского поселения, созывает очередные заседания Думы сельского поселения, заблаговременно доводит до сведения депутатов время и место проведения заседаний, а также проект повестки дня;
- представляет Думу сельского поселения в отношениях с иными органами местного самоуправления сельского поселения, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Думы сельского поселения;
- в установленном законодательством порядке распоряжается денежными средствами, предусмотренными в бюджете на осуществление деятельности Думы сельского поселения;
- от имени Думы сельского поселения подписывает заявления в суды, выдает доверенности;
- подписывает протоколы заседаний Думы сельского поселения и другие документы в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом, решениями Думы сельского поселения.
Ведущий специалист по жилищным вопросам, благоустройству и его обязанности, непосредственно подчиняется главе администрации:
Ведет работу по тарифам на коммунальные услуги (ЖКХ), совместно с обслуживающими организациями, выдает справки различных форм на основании данных лицевых cчетов в похозяйственных книгах;
- О наличии состава семьи;
- О наличии личного подсобного хозяйства и сельхоз транспорта;
- На момент приватизации жилья.
Заключает договора жилого найма муниципального жилья. Из таблицы 2.2 видно, что количество заключенных договоров найма жилого помещения с каждым годом уменьшается, так как приватизация жилья заканчивается к марту 2010 года. Большая часть населения приватизировало недвижимое имущество.
Таблица 2.2
Динамика заключения договоров жилого найма муниципального имущества
Год |
Количество договора жилого найма, шт. |
1 |
2 |
2007 |
24 |
2008 |
48 |
2009 |
14 |
По данным таблицы видно, что количество выданных справок населению о наличии состава семьи за период с 2006 г. по 2009 г. удвоилось.
Таблица 2.3
Динамика выдачи справок населению о наличии состава семьи
Год |
Количество, шт. |
1 |
2 |
2006 |
960 |
2007 |
1200 |
2008 |
1260 |
2009 |
1800 |
По данным таблицы 2.3 виден количественный рост выдачи справок, т.к. населению необходимо предоставлять их в различные организации и предприятия для оформления субсидий на предоставление льгот по начислению подоходного налога, на оформление документов по случаю рождения ребенка, на погребение, для приватизации жилья и оформления документов на наследство.
С 1 сентября 2006 года вступил Федеральный закон № 93-ФЗ от 30.06.2006 г «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества (Закон о дачной амнистии).
Согласно закону о дачной амнистии в упрощенном порядке оформляется право на земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.
Также представлена наглядная картина по выдаче выписок из похозяйственных книг о наличии у граждан прав на землю (постоянное бессрочное пользование, аренда, собственность) в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Количество выписок из хозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок
Год |
Количество выписок из хоз. книги (шт.) |
2006 |
18 |
2007 |
34 |
2008 |
28 |
2009 |
112 |
Отсутствие электронной сетевой базы в администрации усложняет процесс поиска, выдачи запрашиваемой информации, выдачи необходимых документов. Порождает необходимость обращаться населению по одному и тому же вопросу к разным специалистам.
Ведущий специалист по организационной и кадровой работе и его обязанности, непосредственно подчиняется главе администрации.
Проводит работу по формированию личных дел работников администрации. Все личные дела заведены своевременно, правильно в соответствии с принятым Положением в Администрации сельского поселения, пронумерованы, прошнурованы, имеется внутренняя опись документов.
Обеспечивает учет, регистрацию входящей корреспонденции, общий порядок прохождения документов поступающих из судебных органов, порядок оформления исходящих документов. Следит за своевременной печатью газеты «Писаревский Вестник»
Специалист по регистрации граждан Российской Федерации непосредственно подчиняется главе администрации.
Специалист военно-учетного стола непосредственно подчиняется главе администрации.
Ставит по месту жительства на воинский учет граждан пребывающих в запасе (далее ГПЗ) при их личном присутствии, согласно Постановления Правительства Российской Федерации № 719 от 27.11.2006г. Снимает с воинского учета ГПЗ при переезде на новое место жительства.
Специалист опеки и попечительства непосредственно подчиняется главе администрации.в его обязанности входит оказывает помощь в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, в школы–интернаты.
Исполнение полномочий по вопросам культуры, спорта, молодежной политике, бюджетных отношений на договорных условиях остались на уровне района.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Основания наступления ответственности Главы сельского Поселения, депутатов Думы сельского Поселения перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются Уставом в соответствии с Федеральным законом.
Население муниципального образования вправе отозвать Главу сельского поселения, депутатов Думы сельского поселения в соответствии с Федеральным законом.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, областного законодательства, настоящего Устава.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами.
Информационное обеспечение
Рабочие отношения в администрации Афанасьевского муниципального образования определены следующими документами:
1.Устав.
2.Правила внутреннего трудового распорядка.
3.Инструкция по делопроизводству.
4. Положение о муниципальной службе.
5.Положение об утверждении наименования должностей муниципальных служащих.
6.Решение Думы ,Положение об оплате труда муниципальных служащих.
7.Постановление, Положение о предоставлении отпусков муниципальным служащим.
8.Положение о поощрении и дисциплинарной ответственности.
9.Положение об аттестации муниципальных служащих.
10. Положение о ведении реестра муниципальных служащих.
11.Должностные инструкции для обслуживающего персонала.
12.Положение об оплате труда обслуживающего персонала.
13.Положение о предоставлении отпусков обслуживающему персоналу.
Кадровая документация:
1.Аттестационные документы.
2.Декларации о доходах.
3.Личные дела формируются согласно внутренней описи вложенной в личное дело.
Все документы организации представлены двумя большими группами:
- получаемые извне, от других организаций (входящие документы);
- созданные в самой организации.
Входящие документыклассифицируются по корреспондентам:
- от вышестоящих инстанций, в том числе от органов власти и управления (от них идут руководящие документы, различные предписания, приказы, требующие выполнения, и т.п.);
- от других организаций, не находящихся в соподчиненной связи с данной организацией;
- частные лица, присылающие письма, заявления, жалобы.
По видам документы классифицируются:
- распорядительные (постановления, решения, приказы, распоряжения, указания);
-информационно-справочные (акты, справки, докладные записки, письма и т.д.);
- учетно-отчетные и др.
По характеру содержания можно разделить на инициативные (которые в свою очередь делятся на требующие ответа или исполнения или присланные для сведения) и ответные, т.е. документы, полученные в ответ на запрос самой организации.
Документы, созданные в организации, четко делятся на две группы:
- внутренние, созданные для нужд самой организации, и циркулирующие внутри ее;
- исходящие, предполагающие при создании отправку в другие организации.
Исходящие документы так же, как входящие, можно классифицировать по видам и по корреспондентам, которым они направляются. Их также делят на документы, по которым ожидается ответ, и документы, направленные просто для сведения.
В администрации Писаревского муниципального образования внутренний поток документов предусматривает выполнение записей в соответствующих журналах с установленными параметрами:
- Журнал регистрации входящей корреспонденции (дата и индекс документа, корреспондент, краткое содержание, отметка об исполнении документа);
- Журнал регистрации исходящей документации (входящий № документа, дата регистрации, от кого поступил с датой и № документа, по вопросу (краткое содержание) документа, резолюция руководства (кому и когда передан документ для исполнения), отметка об исполнении и отправке ответа, номер дела, где находится документ или копия документа).
- Журнал учета обращений граждан Российской Федерации (№ п/п, дата получения обращения, ФИО направившего обращение, краткое содержание обращения, ФИО должностного лица, ответственного за рассмотрение обращения, результат рассмотрения обращения (исх., дата ответа)).
- Журнал регистрации приказов по администрации (№ приказа, дата, содержание приказа);
- Журнал регистрации приказов по кадрам (№ приказа, дата, содержание);
- Журнал регистрации трудовых договоров работников (№ п/п, дата приема на работу, заполнения трудовой книжки или вкладыша в нее, ФИО владельца трудовой книжки, серия и № трудовой книжки, профессия и категория работника, наименование места предприятия (с указанием структурного подразделения), куда принят работник, дата и № приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, на основании которого произведен прием работника, расписка ответственного лица, принявшего или заполнившего трудовую книжку, получено за заполненные трудовые книжки или вкладыши в них, дата выдачи на руки трудовой книжки при увольнении (прекращении трудового договора), расписка работника в получении трудовой книжки).
Характеристика персонала
Правила внутреннего трудового распорядка распространяются на всех работников, занимающих должности в соответствии со штатным расписанием администрации Афанасьевского муниципального образования являются локальным нормативным актом Организации, регламентирующим в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами основные права и обязанности работодателя и работников, порядок приема, перевода и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудовых правоотношений, режим рабочего времени.
Все сотрудники администрации работают более 10 лет, что говорит об отсутствии, на сегодняшний день, «текучки» кадров.
Возраст служащих: от 25 до 30 лет – 2 человека, от 48 до 51 лет -3 человека. .
Из 5 служащих 2 имеет высшее образование, остальные - средне-специальное.
С 2006 года в администрации все специалисты прошли краткосрочные курсы повышения квалификации и получили удостоверения о краткосрочном повышении квалификации, главе администрации выдано свидетельство и удостоверение о повышении квалификации. (см.табл.1.2)
Но до сих пор в администрации используются традиционные методы работы (оформление документов вручную). Служащие все в большей степени осознают необходимость наличия постоянного доступа к информационным ресурсам — в любое время, в любом месте и с помощью любого устройства.
Не изучается опыт работы муниципальных образований в других регионах. Не организованы выездные консультационные круглые столы с администрацией муниципального образования «Тулунский район», социальной защитой населения, центром занятости.
Таблица 2.5
Повышение квалификации муниципальных служащих администрации Афанасьевского поселения
Наименование должностей |
Место прохождения повышения квалификации. | |
2006 г. |
2007 г. | |
Глава администрации |
ФГОУ ВПО СибАГС по программе: «Организация деятельности органов МСУ в условиях реформы МСУ» г.Иркутск |
Учебно-консультационный центр при финансово-экономическом факультете БГУЭиП по программе «Повышение квалификации муниципальных служащих органов местного самоуправления Иркутской области в сфере бюджетного законодательства, финансов и экономики» |
Ведущие специалисты |
Учебно-консультационный центр при финансово-экономическом факультете БГУЭиП по программе «Повышение квалификации муниципальных служащих органов местного самоуправления Иркутской области в сфере бюджетного законодательства, финансов и экономики». ФГОУ ВПО СиБАГС по программе: «Безопасность» г.Иркутск |
В межотраслевом региональном центре повышения квалификации и переподготовке кадров ИрГТУ по программе: «Организационное обеспечение» г. Иркутск |
Специалисты |
ФГОУ ВПО СиАГС по программе: «Социальная политика» г. Иркутск |
Из таблицы 2.5 видно, что служащие администрации стремятся к совершенствованию своих знаний. Основными формами повышения квалификации являются краткосрочные (72 часа) тематические обучения.
В администрации работают добросовестные и профессионально - подготовленные люди. Она располагает компьютерами, все служащие имеют возможность пользоваться любой необходимой информацией, которая присутствует на бумажных носителях, что затрудняет не только поиск, но и тратится рабочее время, что влечет к созданию очередей среди населения к специалистам, главе администрации сельского поселения. Иными словами администрация располагает квалифицированным штатом и современной оргтехникой, но недостаточной для выполнения всех полномочий связанных с решением вопросов местного значения.
В 2008 году все муниципальные служащие прошли аттестацию на своих рабочих местах в соответствии с замещающей должностью.
Анализ деятельности Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) Афанасьевского сельского поселения
Деятельность комиссии:
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Афанасьевского сельского поселения является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий органов местного самоуправления, государственной власти, предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории Афанасьевского сельского поселения, в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.
Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами Иркутской области и Афанасьевского сельского поселения , а также Положением о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Тулунского района, утвержденное Постановлением администрации № 28.
Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими комиссиями, созданными при администрациях Тулунского района Иркутской области, командованием Тулунского гарнизона, органами внутренних дел Тулунского района, заинтересованными организациями и общественными объединениями, а также с соответствующими международными организациями.
Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом, принимаемым на заседании Комиссии и утверждаемым ее председателем.
Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, проводит их председатель или по его поручению один из его заместителей.
Выполнение организационной и технической работы по приему и подготовке материалов для рассмотрения Комиссией, а также решение других организационных вопросов осуществляет комитет гражданской защиты населения администрации Афанасьевского сельского поселения.
Основные задачи комиссии по ЧС и ПБ
· организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;
· организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
· подготовка предложений по разработке проектов нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
· участие в разработке и осуществлении целевых и научно-технических программ, организации разработки и реализации программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация привлечения трудоспособного населения к выполнению этих работ;
· планирование и организация эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, их размещения и возвращения в места постоянного проживания либо хранения соответственно;
· организация сбора информации и ее обмена в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
· руководство подготовкой населения, должностных лиц, органов управления и подразделений к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Основные функции комиссии по ЧС и ПБ
· рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на территории Афанасьевского сельского поселения и вносит их в установленном порядке для рассмотрения в администрацию Афанасьевского сельского поселения;
· разрабатывает предложения о внесении изменений в существующие правовые акты администрации Афанасьевского сельского поселения и иные документы в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
· рассматривает прогнозы чрезвычайных ситуаций на территории Афанасьевского сельского поселения, организует разработку и реализацию мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности;
· готовит предложения главе администрации Афанасьевского сельского поселения по созданию резервов финансовых и материальных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· участвует в разработке и осуществлении целевых и научно-технических программ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности и готовит предложения по их реализации на территории Афанасьевского сельского поселения;
· разрабатывает предложения по развитию и обеспечению функционирования звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· организует разработку и осуществление мер по проведению согласованной научно-технической политики в области развития сил и средств звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· руководит работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций на местном уровне, а также разрабатывает предложения по ликвидации чрезвычайных ситуаций на местном и объектовом уровнях и проведению мероприятий чрезвычайной гуманитарной помощи на местном, территориальном и региональном уровнях;
· организует работу по подготовке предложений и аналитических материалов для администрации Афанасьевского сельского поселения по вопросам защиты населения и территории Афанасьевского сельского поселения от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.
Таблица 2.6
Состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ)
Афанасьевского сельского поселения
Пивоваров В.Е. |
Глава сельского поселения - председатель комиссии КЧС |
Ефименко Н.Н. |
Ведущий специалист, зам пред. КЧС. |
Члены комиссии: | |
Червов В.В |
начальник территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Тулунскому лесничеству (по согласованию). |
Ващук П.В. |
Участковый инспектор ОВД |
Банщикова К.С. |
Фельдшер д.Афанасьева; |
Жвакин Ю.В. |
Управляющих ЗАО «Монолит»; |
Атаманова Г.В. |
Депутат Афанасьевского сельского поселения п.Ермаки ; |
Чепурных И.В |
Депутат Афанасьевского сельского поселения, с. Никитаево ; |
Бадюло И.К. |
- Депутат Афанасьевского сельского поселения, с. Никитаево ; |
По данным таблицы 2.6 видно, что состав Комиссии включает в себя 10 членов, в том числе и Главу Администрации, который является Председателем Комиссии. Их деятельность сводится к реализации мероприятий, перечисленных в таблице 2.7.
Таблица 2.7
План работы комиссии по чрезвычайным ситуациям на 2009 год
№ |
Мероприятия |
Привлекаются |
Проводят |
Докладывают | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1 |
Планирование работы комиссии, утверждение плана на 2009 год. |
председатель, зам.,КЧС. |
председатель КЧС |
председатель КЧС | |
2 |
Подготовка членов КЧС: участие в учебно-методическом сборе по подведению итогов работы за 2008 год и постановке задач на 2009 год. |
члены КЧС,начальни-ки служб, Тулунский отдел госпожнад- зора |
Зам.пред. КЧС |
председатель КЧС, начальник Тулунского госпожнадзора, зам.пред. .КЧС | |
3 |
Создание типового паспорта безопасности территории поселения |
Зам.пред. КЧС, глава поселения |
Глава поселе ния |
Зам.пред КЧС | |
4 |
Контроль за принятием нормативно-правовых актов в области ГО, ЧС и пожарной безопасности поселения |
Зам.пред КЧС. |
Председатель КЧС и ПБ, | ||
5 |
Создание противопаводковых комиссий сельского поселения |
главы поселений |
председатель КЧС |
главы поселений | |
7 |
Корректировка планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, обусловленных весенним половодьем и лесными пожарами 2009 года. |
Председатель КЧС и ПБ, зам.пред.КЧС. |
Зам.пред.КЧС |
Председатель КЧС и ПБ, зам.пред. КЧС | |
8 |
Заседания комиссии : - повестка: «О проведении противопаводковых мероприятий в 2009 г.» -повестка: «О мерах по обеспечению охраны лесов от пожаров на территории поселения». -повестка: «Подготовка учебных учреждений к учебному году» -повестка: «Подготовка котельных к отопительному сезону 2009-2010 г.г.» -повестка: «Подведение итогов работы за пожароопасный период 2009 года» |
члены КЧС, приглашен- ные |
председ. КЧС Зам.пред.КЧС |
главы поселений лесник Глава сельского поселения, директора школ,д\сад. | |
9 |
Обеспечение постоянной связи с населенными пунктами в период паводка и лесных пожаров |
ЭТУС |
председ. КЧС | ||
10 |
Уточнение финансовых и материальных средств |
финуправле- ние |
Глава поселения |
Нач. фин. упр. адми-нистрации | |
11 |
Тренировки по оповещению и сбору членов КЧС |
члены КЧС |
Зам.пред КЧС |
Зам.пред .КЧС | |
12 |
Подготовка ежегодного доклада в администрацию района «О состоянии защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» |
председатель КЧС, |
Основная проблема заключается в отсутствии финансирования деятельности Комиссии. В бюджете администрации Афанасьевского сельского поселения нет средств на реализацию данной функции, поэтому содержание по данной статье затрат перекладывается на районную администрацию.
Заключение
Основная цель создания ЕГСЧС — объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов, районов, а также организаций, учреждений и предприятий для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Афанасьевского сельского поселения является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий органов местного самоуправления, государственной власти, предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории Афанасьевского сельского поселения, в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.
Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами Иркутской области и Афанасьевского сельского поселения , а также Положением о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Тулунского района, утвержденное Постановлением администрации № 28.
Основная проблема заключается в отсутствии финансирования деятельности Комиссии. В бюджете администрации Афанасьевского сельского поселения нет средств на реализацию данной функции, поэтому содержание по данной статье затрат перекладывается на районную администрацию.