Название реферата: Основные мероприятия защиты населения в чрезвычайных ситуациях и условия их применения
Скачано с сайта: www.refbzd.ru
Дата размещения: 30.04.2013

Основные мероприятия защиты населения в чрезвычайных ситуациях и условия их применения

Общие положения. эвакуация населения в мирное и военное время

Для защиты жизни и здоровья населения в ЧС и от их источников структуры ГСЧС при необходимости организуют и проводят следующие основные мероприятия:

· укрытие людей в приспособленные для защиты производственные, общественные и жилые помещения зданий, а также в специальные защитные сооружения гражданской обороны;

· предупреждение, локализацию и ликвидацию эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

· эвакуацию населения из зон прогнозируемых и возникших ЧС;

· выдачу населению и использование им средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

· оказание медицинской и социальной помощи населению;

· проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Эти способы могут быть реализованы, если дополнительно будут выполнены следующие мероприятия:

· подготовлено достаточное количество сил и средств для ликвидации ЧС;

· построено необходимое количество защитных сооружений, организована их эксплуатация и постоянная готовность к использованию;

· организовано накопление средств индивидуальной защиты и своевременная их выдача населению;

· накоплено необходимое количество медицинских препаратов и других средств медицинской защиты;

· организовано обучение населения способам выживания в ЧС;

· организована система мониторинга природной среды и прогнозирование ЧС;

· организовано оповещение населения о ЧС и др.

Перечисленные мероприятия охватывают: медицинскую, радиационную, химическую, биологическую, социальную, противопожарную и инженерную защиту, эвакуацию, защиту экономики и экологическую безопасность (рис.1.).

Наиболее надежный способ защиты населения – эвакуация. Он применяется только в том случае, если имеется угроза реальной опасности жизни и здоровью населения и если имеется достаточно времени до начала ЧС. Укрытие в защитных сооружениях применяется в случаях, когда времени на эвакуацию недостаточно.

Эвакуация населения

Эвакуация – это комплекс мероприятий по организованному выводу и вывозу населения из городов и других населенных пунктов в безопасные районы в случае ЧС, угрожающих жизни людей. Эвакуация может быть полной или частичной, в мирное или военное время, на несколько часов и многие десятки лет. Так как имеются существенные отличия в эвакуации населения в мирное и военное время, рассмотрим их отдельно.

Эвакуация в военное время

С объявлением военного положения из ряда городов население будет эвакуировано. В первую очередь население будет эвакуировано из городов, имеющих важное экономическое, политическое и военное значение. Таким городам может быть правительством присвоена первая, вторая или третья категория. Города, которым категория не присвоена, называют некатегорированными. Из этих городов эвакуация населения, как правило, не проводится. Решение на эвакуацию принимает правительство. Эвакуация обычно проводится в загородную зону, где избыточное давление во фронте ударной волны в случае применения ядерного оружия по городу не превышает 10 кПа.

Стрілка вгору: Обучение населения выживанию в ЧС

Рис.1. Основные мероприятия защиты, проводимые ГСЧС

Эвакуация организуется по территориально-производст- венному принципу, т.е. ее организуют и проводят исполнительные органы власти и руководители объектов. Тех, кто работает или учится, эвакуируют руководители объектов, неработающее население эвакуируют местные органы власти силами жилищно-экплуатационных служб (ЖЭС), домоуправлений. К эвакуации планируется все население, за исключением нетранспортабельных больных, военнообязанных уже имеющих на руках мобилизационные предписания, некоторые другие категории по решению органов власти.

Порядок эвакуации зависит от деления населения на группы:

· в первую очередь эвакуируют рабочих и служащих (вместе с семьями), предприятия которых будут продолжать работу в городе;

· во вторую очередь эвакуируют рабочих и служащих (вместе с семьями), которые переносят производственную деятельность в загородную зону;

· в последнюю очередь эвакуируют неработающее население и учащихся (кроме школьников).

Об эвакуации население оповещается по радио, телевидению, через руководителей объектов, через домоуправления, ЖЭСы, с помощью передвижных громкоговорителей. Узнав об эвакуации, граждане должны взять с собой: СИЗ, документы, деньги, продукты на 2–3 суток, воду, медикаменты, необходимые вещи и явиться на сборный эвакуационный пункт (СЭП).

Эвакуация проводится в загородную зону. Эвакуированных в загородной зоне размещают так, чтобы в них люди проживали цехами, отделами и т.п. Размещают людей, как правило, в служебно-бытовых и других помещениях, а также подселяют к местным жителям из расчета, чтобы на одного человека было не менее 3 м2 площади. Работающих в городе обычно размещают в населенных пунктах ближе к городу так, чтобы время поездки на работу и обратно не превышало 4-х часов.

При эвакуации применяют комбинированный способ, т.е. всеми видами транспорта и пешком. Транспортом обычно эвакуируют население первой группы, а также престарелых, больных, инвалидов, беременных женщин и имеющих детей до 10 лет.

Для организации и проведения эвакуации создаются следующие органы:

· в городе – эвакуационные комиссии (ЭК) и сборные эвакопункты (СЭП);

· в сельской местности – приемные эвакуационные комиссии (ПЭК), приемные эвакуационные пункты (ПЭП) и промежуточные пункты эвакуации (ППЭ).

ЭК формируются исполнительными органами власти и руководителями объектов. Они планируют, организуют и проводят мероприятия по эвакуации. Им подчиняются СЭП, они имеют связь с различными службами города, района, объектов, с ПЭК сельских районов. СЭП обычно размещаются на вокзалах, на оконечных маршрутах городского транспорта, возле ЖЭСов, домоуправлений, на объектах и т.п. Каждому СЭП присваивается номер. На СЭП эвакуированных регистрируют, при необходимости может быть оказана медицинская помощь, формируются группы, колонны для отправки пешком и различными видами транспорта. Пункты посадки на транспорт размещаются вблизи пунктов сбора.

ПЭК в сельской местности планируют, организуют и проводят мероприятия по приему, размещению, решению бытовых и других вопросов эвакуированных. На ПЭП эвакуированных людей встречают и распределяют по местам проживания.

ППЭ создаются в основном для эвакуи­рованных людей пешим порядком. На ППЭ люди могут отдохнуть, получить медицинскую помощь, горячее питание. ППЭобычно размещают на пути движения колонн для отдыха после 5– 6 часов перехода.

При формировании колонн для движения пешим порядком учитывают контингент эвакуированных, их возраст, количество и т.д. Обычно колонны формируются по 500–1000 человек во главе с начальниками колонн. Каждую колонну разбивают на группы по 50–100 человек, во главе со старшими групп. Скорость движения 4–5 км/ч, дистанции между колоннами – до 500м. Пешие маршруты рассчитаны на один суточный переход, совершаемый за 10–12 часов движения. Через 1–1,5 часа делают малые привалы на 10–15 минут, а через 5–6 часов движения делают большой привал на 1–2 часа.

ЭВАКУАЦИЯ В МИРНОЕ ВРЕМЯ

Эвакуация в мирное время может проводиться случаях возможного катастро­фического затопления, химического заражения местности и воздуха СДЯВ в результате аварии на химически опасном объекте, радиоактивного заражения в результате аварии на радиационно опасном объекте, из зон возможного задымления в результате лесных пожаров, при угрозе наводнений, угрожающих жизни людей, и др. Следует помнить, что эвакуация – дорогостоящее мероприятие, поэтому проводится только в случаях крайней необходимости.

Решение на эвакуацию может принять руководитель объекта или (и) органы власти любого уровня. Они же несут полную ответственность за организацию и проведение мероприятий по эвакуации.

Важную роль в организации эвакуации отводится комиссиям по ЧС различного уровня. Комиссии по ЧС, обладая особыми полномочиями, обеспечивают оператив­ное решение всех вопросов эвакуации. На практике эвакуация в чистом виде бывает редко. Она, как правило, сочетается с другими мероприятиями, в реализации которых участвуют и другие структуры ГСЧС.

ЭК выполняют функции планирования и организации эвакуации различных категорий граждан. Из-за ограниченного времени эвакуационные органы полностью не разворачиваются. В ряде случаев для эвакуации транспорт будет подаваться прямо к жилым домам, административным зданиям и с помощью милиции; эвакуация может даже носить принудительный характер.

Как правило, ЭК планируют эвакуационные мероприятия заранее, так как некоторые ЧС достаточно точно прогнозируемы. Обычно известны потенциально опасные объекты, степень их опасности, роза ветров, особенности местности и другие исходные данные. Это позволяет заранее информировать службы, организации и объекты района, города об их участии в обеспечении проведения эвакуационных мероприятий.

Планируют эвакуацию в первую очередь организованных детей, стариков, больных и т.п. (школы, детсады, больницы, дома престарелых и т.д.). В мирное время эвакуация будет проводиться не в загородную зону, а в безопасные районы, в частности, в населенные пункты, имеющие возможности по размещению эвакуированных людей.

В мирное время эвакуация носит, как правило, кратковременный характер, но не исключается и эвакуация на многие десятки лет, как это имеет место после аварии на ЧАЭС.

Большое внимание уделяется подготовке населения к эвакуации, обеспечению безопасности людей и объектов, жилых домов при эвакуации.

Граждане, узнав об эвакуации, должны брать с собой самое необходимое:

· личные документы (паспорт, военный билет, свидетельство о браке, рождении детей, пенсионное удостоверение), деньги;

· продукты питания на 2–3 суток (консервы, копчености, сухари, печенье, сахар, сыр и др.) и воду;

· кружку (чашку), ложку, перочинный нож, спички (зажигалку), карманный фонарик;

· необходимую одежду, обувь, принадлежности туалета;

· белье, другие принадлежности на случай длительного пребывания в эвакуации.

Все необходимо уложить в чемоданы, рюкзаки, сумки. На всякий случай к ним прикрепите бирки с указанием фамилии, домашнего адреса и конечный пункт эвакуации. Не исключаются случаи, когда по радио и телевидению поступит распоряжение самостоятельно уходить из зоны ЧС. Помните! В этом случае необходимо брать с собой минимум вещей. Выходить необходимо строго по рекомендуемым маршрутам.

Использование средств коллективной и индивидуальной защиты

На практических занятиях изучены средства индивидуальной и коллективной защиты. Их можно использовать как в мирное, так и в военное время.

Укрытие населения в защитные сооружения

В тех случаях, когда эвакуация невозможна или нецелесообразна во время ЧС, применяется укрытие населения в защитных сооружениях.

Каждый гражданин должен знать место расположения убежищ и других укрытий, которые находятся в радиусе 500 м от места проживания или работы.

Для обеспечения готовности защитных сооружений к использованию в ЧС они обслуживаются персоналом в количестве 5–20 человек, в зависимости от вместимости убежища.

Если убежище используется для коммунально-бытовых нужд, то два раза в год его оборудование расконсервируется, проверяется на работоспособность, а убежище на герметичность.

При угрозе ЧС на подготовку такого убежища отводится 12 часов. За это время убежище освобождается от имущества и оборудования, устанавливаются нары, проверяется на работоспособность оборудование, которое обеспечивает жизнедеятельность укрываемых людей, пополняются коллективные аптечки, баки заполняются водой, подключается радиоточка, телефонный аппарат, доукомплектовываются инструментом противопожарные щиты.

В военное время в убежище закладываются продукты на 3 су- ток, в мирное время их берут с собой.

Для заполнения убежища людьми открываются все входы. В убежище население должно прибывать с документами и продуктами питания. Нельзя приносить с собой громоздкие вещи, приводить домашних животных. В защитном сооружении запрещается ходить без надобности, шуметь, курить, выходить наружу без разрешения. В убежище можно читать, слушать радио, беседовать, играть в тихие игры. Укрываемые должны строго выполнять распоряжения обслуживающего персонала.

Персонал, обслуживающий убежище, должен обеспечить контроль воздушной среды в убежище. Перед заполнением убежища людьми оно должно быть проветрено, а после заполнения людьми, особенно когда убежище переполнено, в нем должно поддерживаться необходимое количество кислорода 17% и углекислого газа не более 30 мг/м3, при этом температура должна быть в пределах 10–310С.

Пребывание в переполненном людьми убежище должно быть непродолжительным, так как из-за увеличения влажности, содержания углекислого газа может наступить ухудшение состояния здоровья, прежде всего людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Поэтому медперсонал убежища должен быть готов оказать медицинскую помощь.

Использование средств индивидуальной защиты

В некоторых ЧС населению могут быть выданы гражданские противогазы, камеры защитные детские, детские противогазы, респираторы, аптечки АИ-2, индивидуальные противохимические пакеты, перевязочные пакеты. Формирования МЧС оснащаются штатными средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Гражданские противогазы накапливаются на складах длительного хранения и текущего довольствия. Гарантийный срок хранения противогаза 10 лет. Специальная комиссия может продлить срок хранения противогаза еще на 2,5 года. Противогазы выдаются в угрожаемый период. Организуется один пункт выдачи на 2000 человек. Максимальный срок выдачи населению одни сутки. Скорость выдачи 180–200 противогазов в час. Работающим и учащимся СИЗ выдают по месту работы или учебы, неработающим – по месту жительства.

Однако в большинстве случаев население будет вынуждено использовать простейшие средства защиты органов дыхания и кожи.

В качестве средств защиты органов дыхания применяют ватно-марлевые повязки и противопылевые маски. Для надежной защиты в ряде случаев ватно-марлевые повязки смачивают в воде или в специальных растворах. Иногда для защиты достаточно использовать ткань из некоторых материалов.

Для защиты кожи население приспосабливает свою одежду. Это куртки, брюки, комбинезоны, халаты, сшитые из прорезиненной ткани, грубого сукна, брезента. Можно использовать плащи, накидки, дубленки, кожаные пальто, пальто из грубого сукна, джинсовую одежду, резиновую и кожаную обувь.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций. управление спастельными и другими работами

Если ЧС предотвратить не удалось, то приходится ее ликвидировать. Основные цели ликвидации ЧС и ее последствий:

· спасение людей, домашних животных и материальных ценностей;

· сокращение ущерба народному хозяйству;

· восстановление систем жизнеобеспечения населения;

· ликвидация причиненного ущерба;

· предотвращение или сокращение масштабов экологических бедствий.

Содержание аварийно-спасательных и других неотложных работ

В зонах ЧС может возникнуть необходимость проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Содержание этих работ может существенно различаться в зависимости от вида ЧС и масштабов последствий.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы обычно рассматривают (АСиДНР): в очагах разрушений и пожаров, в очагах химического заражения, в очагах биологического заражения, в очагах и зонах радиоактивного заражения, в районах стихийных бедствий и др.

Условно АСиДНР можно разделить на спасательные и неотложные работы. Считается, что неотложные работы необходимы для успешного проведения спасательных работ.

Несмотря на определенные различия в содержании спасательных работ в различных ЧС, они имеют и много общего, а именно спасательные работы включают:

· разведку участков работ и поиск пострадавших;

· оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

· доставку продовольствия, воды, медикаментов, одежды и другого имущества пострадавшим (при необходимости);

· эвакуацию людей в безопасные районы, а пострадавших – в лечебные учреждения;

· спасение домашних животных и оказание им ветеринарной помощи;

· спасение материальных ценностей, продовольствия и др.

И все же в различных ЧС имеются свои особенности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР).

В очагах разрушений и пожаров проводятся следующие виды работ:

· разведка и поиск пострадавших;

· извлечение людей из завалов, подвалов и других заваленных помещений;

· спасение людей из горящих зданий, загазованных и задымленных помещений;

· оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим;

· локализация и тушение пожаров;

· эвакуация людей в безопасные районы, а пострадавших – в лечебные учреждения;

· обеспечение пострадавших продовольствием, водой, одеждой, медикаментами, палатками или жилыми помещениями (при необходимости);

· спасение домашних животных, материальных ценностей и продо­вольствия;

· локализация аварий на коммунально-энергетических сетях;

· восстановление линий связи и других систем жизнеобеспечения;

· обрушение или усиление неустойчивых конструкций зданий, угрожающих обвалом;

· санитарная обработка очага разрушений и пожаров;

· учет и захоронение погибших.

В очагах химического заражения проводятся следующие работы:

· разведка зоны заражения и поиск пострадавших;

· оказание первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения безопасных районов;

· ликвидация утечек вредных ядовитых веществ;

· дегазация очага заражения;

· проведение мероприятий по предупреждению экологических бедствий;

· санитарная обработка людей;

· оказание ветеринарной и другой помощи домашним животным, а также их эвакуация в безопасные районы;

· дезинфекция очагов заражения;

· учет и захоронение погибших.

В очагах биологического заражения проводятся следующие работы:

· биологическая и медицинская разведка;

· оказание срочной медицинской помощи пострадавшим, отправка в лечебные учреждения (при необходимости);

· установление карантина или обсервации;

· санитарная экспертиза, контроль заражения биологическими средствами продуктов, воды, жилых помещений и их обеззараживание;

· противоэпидемические, санитарно-гигиенические, про- филактические мероприятия, à также разъяснительная работа.

В очагах и зонах радиоактивного заражения проводятся следующие работы:

· разведка очагов и зон заражения, оценка степени опасности;

· йодная профилактика населения (при необходимости);

· ограничение пребывания населения на открытой местности и срочная эвакуация отдельных групп населения (при необходимости);

· исключение или ограничение потребления населением зараженных радиоактивными веществами продуктов и воды;

· использование средств индивидуальной защиты населением при работах на открытом воздухе;

· дезактивация продовольствия и воды;

· дезактивация местности, зданий, сооружений и техники;

· комплекс мероприятий санитарно-гигиенического и лечебно-профилактического характера;

· перевод домашних животных на стойловое содержание, на незараженные корма и их эвакуация (при необходимости).

Вышеперечисленные мероприятия проводятся непосредственно после аварии на радиационно опасном объекте в течение 10–90 суток. В дальнейшем, в зависимости от уровня радиоактивного заражения местности, могут проводиться и другие мероприятия.

В районах стихийных бедствий проводятся следующие работы:

· разведка районов стихийных бедствий и возможных масштабов их последствий;

· поиск пострадавших и оказание им первой медицинской помощи;

· эвакуация людей и домашних животных в безопасные районы;

· оказание помощи населению продуктами, водой, одеждой и т.д.;

· проведение комплекса мероприятий по предупреждению эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

· спасение домашних животных, оказание им ветеринарной помощи;

· спасение материальных ценностей, сельскохозяйственных посевов;

· ремонт плотин и дамб, их возведение (при необходимости);

· ликвидация заторов и зажоров на реках во время половодий;

· восстановление систем жизнеобеспечения в населенных пунктах после ураганов, бурь и смерчей;

· тушение лесных, торфяных пожаров и полевых пожаров, а также пожаров в жилых массивах в результате самовозгорания или ударов молнии;

· борьба со снежными заносами, гололедом и др.

В реальной жизни спасательные и другие работы приходится проводить в очагах комбинированного поражения.

Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ

В ЧС руководители всех уровней обязаны организовать спасательные и другие неотложные работы своими и приданными силами. При организации спасательных и других неотлож­ных работ руководитель должен придерживаться следующей универсаль­ной схемы (рис.2.):

· сбор информации об обстановке;

· выработка и принятие решений;

· приведение подчиненных формирований в готовность;

· постановка задач подчиненным;

· взаимодействие с другими формированиями и доклады вышестоящему руководству;

· всестороннее обеспечение проводимых мероприятий.

Наиболее сложной задачей является выработка и принятие решения. Она включает: уяснение поставленной или стоящей задачи, расчет времени на все мероприятия, отдачу предварительных распоряжений, оценку обстановки, принятие решения.

Схема является универсальной и применяется при принятии решения по любому вопросу.

Уяснить задачу означает понять: цель и характер предстоящих действий; свою задачу; замысел вышестоящего руководителя, если он поставил задачу; свою роль и роль своих подчиненных, если в спасательных и других работах участвуют другие формирования МЧС.

Расчет времени производится на: оповещение и сбор подчиненных; выработку и принятие решения; получение техники, имущества, инструмента и приборов; проверку готовности подчиненных; постановку задач; основные этапы работ и др.

Рис. 2. Порядок действий руководителя при организации АСиДНР

Предварительные распоряжения отдаются подчиненным при необходимости, когда по объективным или субъективным причинам они могут задержать начало работ или если решение отдельных частных задач не терпит отлагательств.

Оценка обстановки включает: оценку возможных последствий ЧС; определение видов и объема работ; оценку характера разрушений, пожаров, химического заражения; оценку возможности применения техники и средств механизации; оценку возможностей своих сил при выполнении задачи; вероятное участие в работах других сил и средств, их возможности; оценку влияния времени года, суток, состояния погоды на выполнение задачи; оценку психологического и морального состояния подчиненных и спасаемых.

На основе оценки обстановки руководитель принимает решение, которое обычно включает:

· замысел действий (в какой последовательности выполнять работы, где сосредоточить основные усилия, как распределить силы, какую помощь просить у вышестоящего руководства и др.);

· какие задачи поставить подчиненным;

· время начала и окончания работ;

· дополнительные мероприятия, которые необходимо выполнить, чтобы успешно решить задачу.

Очень важно отдать конкретное и полное распоряжение подчиненным.

Такое распоряжение обычно включает: краткие выводы из обстановки; задачи, стоящие перед формированием (коллективом); принятое решение с указанием последовательности ведения работ, распределение сил и средств; конкретные задачи своим и приданным подразделениям; места сбора пострадавших, порядок их эвакуации; места расположения медицинских пунктов; порядок использования СИЗ и меры безопасности; организация управления; время начала и окончания работ, свое место нахождения.

В распоряжении могут быть и другие указания.