Название реферата: Формы и методы профилактики детского травматизма в школе
Скачано с сайта: www.refbzd.ru
Дата размещения: 30.04.2013

Формы и методы профилактики детского травматизма в школе

ВВЕДЕНИЕ

Организация деятельности образовательного учреждения инновационного по своему замыслу, целевому назначению, характеру и функционированию, должна быть действенной, результативной и безопасной.

Грамотная организация службы охраны труда в образовательном учреждении является обязательным условием эффективного образовательного процесса.

Цель данной работы: изучение форм и методов профилактики детского травматизма в школе.

Задачами настоящей работы являются:

- проведение критического анализа литературы по проблеме предупреждения детского травматизма в школе;

- рассмотрение следующих вопросов:

а) психологические причины травматизма и способов их устранения,

б) инструктаж,как метод обеспечения бе­зопасности учебного процесса,

в) особенности организации службы охраны труда в образовательном учреждении;

- изучение основных методов предупреждения детского травматизма, используемых в образовательных учреждениях.

Объект исследования: детский травматизм.

Предмет исследования: формы и методы профилактики детского травматизма в школе.

Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.

Глава 1. Проблемы обеспечения бе­зопасности учебного процесса в образовательном учреждении.

Основные психологические причины травматизма. Способы их устранения.

Травмой (греч. trauma — повреждение, ранение) называют нару­шение анатомической целостности или физиологических функ­ций тканей или органов человека, вызванное внезапным внеш­ним воздействием.

В соответствии с видом воздействия травмы подразделяют на механические (ушибы, переломы, раны и др.), тепловые (ожоги, обморожения, тепловые удары), химические (химиче­ские ожоги, острое отравление, удушье), электрические, комбинированные и др. (например, вызванные каким-либо излуче­нием) [11, с. 38].

Причинами травм могут являться нарушения правил и инструк­ций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасно­сти, неспособность их выполнить. В основе этих причин травматиз­ма лежат психологические причины.

Психологические причины возникновения опасных ситуаций можно подразделить на несколько типов.

1. Нарушение мотивационной части действий человека, которое проявляется в нежелании действия, обеспечивающего безопасность. Эти нарушения возникают, если человек недооценивает опасность, склонен к риску, критически относится к техническим рекомендациям, обеспечивающим безопасность. Причины этих нарушений действуют, как правило, в течение длительного времени или постоянно, если не принять специальных мер для их устранения.

Нарушения мотивационной части действий могут иметь вре­менный характер, связанный, например, с состоянием депрессии или алкогольного опьянения.

2.Нарушение ориентировочной части действий человека, которое проявляется в незнании норм и способов обеспечения безопасно­сти, правил эксплуатации оборудования.

3.Нарушение исполнительской части действий человека, которое проявляется в невыполнении правил и инструкций по безопасности из-за несоответствия психофизических возможностей человека (не­достаточная координация движения и скорость двигательных реак­ций, плохое зрение, несоответствие роста габаритам оборудования и т. д.) требованиям данной работы.

Такое подразделение психофизиологических (психофизических) причин позволяет наметить основные способы их устранения.

Для устранения причин мотивационной части необходимо осу­ществлять пропаганду, воспитание и образование в области безо­пасности.

Для устранения причин ориентировочной части — обучение, выработку навыков и приемов безопасных действий.

В немалой степени психо­логической причиной повышенного травматизма является то обсто­ятельство, что в молодом возрасте люди склонны к недооценке опасности, повышенному риску, необдуманным поступкам.

Однако, несмотря на разнообразие психологических причин, следует акцентировать внимание на причинах осознанного нарушения правил безопасности.

Экономия сил — свойственное человеку желание достигать цели с наименьшей затратой сил, энергии.

Экономия времени — стремление быстрее выполнить порученную работу, а сэкономленное время использовать в личных целях.

Безнаказанность (экономическая и административная) наруше­ний требований и правил безопасности со стороны руководства.

Безнаказанность (физическая и социальная) — отсутствие у рабо­тника травм в течение длительного времени и осуждения наруше­ний правил безопасности со стороны остальных членов трудового коллектива приводит к осознанному пренебрежительному отношению к опасности.

Самоутверждение в глазах окружающих, желание нравиться им заставляют человека пренебрегать опасностью и даже бравировать этим. Такие расхожие фразы, как «риск — благородное дело», «кто не рискует, тот не живет», «кто не рискует, тот не пьет шампанско­го» способствуют пренебрежительному отношению к опасностям.

Стремление следовать групповым интересам и нормам. Это про­исходит, если в классном коллективе нарушение правил безопасно­сти поощряется.

Ориентация на идеалы, причем идеалами могут быть и нарушители требований безопасности.

Привычка работать с нарушениями, которая может быть приоб­ретена человеком вне школы.

Самоутверждение в собственных глазах, как правило, характерно для неуверенных в себе людей.

Переоценка собственного опыта приводит к тому, что человек пренебрегает правилами безопасности в надежде, что опыт поможет ему быстро принять меры для предотвращения аварии и несчастного случая, покинуть опасную зону.

Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно де­лать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты в большей степени движут эмо­ции, а не разум.

Склонность к риску, потребность риска характерна психологиче­ской структуре некоторых людей. Они испытывают удовольствие от чувства риска.

Перечисленные психологические причины травматизма должны учитываться при разработке организационных мероприятий по предупреждению детского травматизма [10, с. 313-316].

Инструктаж как метод обеспечения бе­зопасности учебного процесса. Виды инструктажа.

Инструкции по охране труда в образовательном, уч­реждении являются важным элементом обучения и обеспечения бе­зопасности учебного процесса.

Инструкция по охране труда — это нормативный акт, устанавли­вающий требования по охране труда.

Разработку инструкций в образовательном учреждении организует директор. Непосредственными разработчиками являются назначенные им должностные лица. Учет наличия инструкций и контроль их своевременного пересмотра осуществляет служба охраны труда учреждения.

Варианты основных инструкций по технике безопасности в образовательном учреждении приведены в методическом пособии «Инструкции по охране труда и технике безопасности в школе», автор-составитель Огарков А.А. [12].

Согласно ГОСТ 12.0.004—90 предусмотрено проведение пяти видов инструктажа:

• вводный;

• первичный;

• повторный;

• внеплановый;

• целевой.

Вводный инструктаж проводится при поступлении на работу службой охраны труда предприятия, в данном случае образовательным учреждением. Цель этого инст­руктажа — ознакомить с общими правилами и требованиями охра­ны труда на предприятии.

Первичный инструктаж проводится перед первым допуском к работе. Инструктаж проводится непосредственно на рабо­чем месте. Цель этого инструктажа — изучение конкретных требо­ваний и правил обеспечения безопасности при работе на конкрет­ном оборудовании, при выполнении конкретного технологического процесса. В школе первичный инструктаж проводится с учащимися, например, в начале урока труда.

Повторный инструктаж проводится не реже раза в полгода, а для работ повышенной опасности — раза в квартал. Цель этого ин­структажа — восстановление в памяти работника правил охраны труда, а также разбор имеющих место нарушений требований безо­пасности. В образовательных учреждениях целесообразно проводить инструктаж с учащимися каждый раз перед работой, экскурсиями и т.д. Журнал инструктажа обучающихся по охране труда заполняется при организации общественно полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий (см приложение 2). При учебном процессе заполняется классный журнал, в котором подписи учащихся не требуются [14, с. 73].

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

• при введении в действие новых или переработанных стандар­тов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений и дополнений к ним;

• при изменении технологического процесса, замене или мо­дернизации оборудования, приспособлений и инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопас­ность;

• при перерывах в работе для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, более чем на 30 ка­лендарных дней, а для остальных — 60 дней;

• по требованию органов надзора.

Целевой инструктаж с учащимися проводится при проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (спортивные мероприятия, походы и др.).

Регистрация инструктажей. Первичный, повторный, внеплано­вый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководи­тель работ. О проведении указанных инструктажей де­лает запись в журнале регистрации При регистрации внепланового инструк­тажа указывают причину его проведения.

Проверка знаний является необходимой составляющей обучения и инструктажа. Проверка знаний педагогического коллектива, полученных в результате обуче­ния и повышения квалификации, осуществляется в виде экзаменов, зачетов, тестов. Результаты инструктажа проверяются устным опро­сом или с помощью технических средств обучения, а также провер­кой приобретенных навыков безопасных способов работы. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускаются и обязаны вновь пройти обучение или инструктаж [10, с. 338-341].

Итак, инструктаж является важным условием обеспечения безопасности учебного процесса и, следовательно, предупреждения травматизма.

Особенности организации службы охраны труда в образовательном учреждении.

Грамотная организация службы охраны труда в образовательном учреждении является обязательным условием эффективного образовательного процесса, способствует профилактики детского травматизма.

Основным условием грамотной, следовательно, и эффективной, организации службы охраны труда в образовательном учреждении является распределение обязанностей среди администрации и педагогического коллектива.

Рассмотрим обязанности администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения по обеспечению безопасных условий учебного процесса.

1. Совет. Попечительский совет. Педагогический совет образовательного учреждения:

- рассматривает перспективные вопросы обеспечения безопасности жизнедея­тельности работников, обучающихся и воспитанников, принимает программы практи­ческих мер по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса;

- заслушивает руководителя образовательного учреждения о выполнении согла­шений, плана работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности работников, обучающихся и воспитанников.

2. Руководитель образовательного учреждения:

- организует работу по созданию и обеспечению условий проведения образова­тельного процесса в соответствии с действующим законодательством о труде, меж­отраслевыми и ведомственными нормативными документами и иными локальными актами по охране труда и Уставом образовательного учреждения;

- обеспечивает безопасную эксплуатацию инженерно-технических коммуникаций, оборудования и принимает меры по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда. Своевременно организует ос­мотры и ремонт зданий образовательного учреждения;

- назначает приказом ответственных лиц за соблюдение требований охраны труда в учебных кабинетах, мастерских, спортзале и т.п., а также во всех подсобных поме­щениях;

- утверждает должностные обязанности по обеспечению безопасности жизнедея­тельности для педагогического коллектива и инструкции по охране для работающих и служащих образовательного учреждения;

- принимает меры по внедрению предложений членов коллектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий проведения образовательного процесса;

- выносит на обсуждение совета (педагогического, попечительского), производст­венного совещания или собрания трудового коллектива вопросы организации по ох­ране труда;

- отчитывается на собраниях трудового коллектива о состоянии охраны труда, вы­полнении мероприятий по оздоровлению работающих, обучающихся и воспитанников, улучшению условий образовательного процесса, а также принимаемых мерах по уст­ранению выявленных недостатков;

- организует обеспечение работников образовательного учреждения спецодеж­дой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Типовыми нормами и инструкциями, а также обучающихся и воспи­танников при проведении общественно полезного и производительного труда, практи­ческих и лабораторных работ и т.д.;

- осуществляет поощрение работников образовательных учреждений за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий при проведении образовательного процесса, а также привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране тру­да:

- проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и сниже­нию заболеваемости работников, обучающихся и воспитанников;

- оформляет прием новых работников только при наличии положительного заклю­чения медицинского учреждения. Контролирует своевременное проведение диспан­серизации работников, обучающихся и воспитанников;

- организует в установленном порядке работу комиссий по приемке образова­тельного учреждения к новому учебному году. Подписывает акты приемки образова­тельного учреждения;

- обеспечивает выполнение директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний органов управления образованием, государственного надзора и технической инспекции труда;

- немедленно сообщает о групповом, тяжелом несчастном случае со смертельным исходом непосредственно вышестоящему руководителю органа управления образо­ванием, родителям пострадавшего (пострадавших) или лицам, их заменяющим, при­нимает все возможные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, обеспечивает необходимые условия для проведения своевременного и объективного расследования согласно действующим Положениям;

- заключает и организует совместно с профкомом выполнение ежегодных согла­шений по охране труда. Подводит итоги выполнения соглашения по охране труда один раз в полугодие;

- утверждает по согласованию с профкомом инструкции по охране труда для ра­ботающих, обучающихся и воспитанников. В установленном порядке организует пе­ресмотр инструкций;

- проводит вводный инструктаж по охране труда с вновь поступающими на работу лицами, инструктаж на рабочем месте с сотрудниками образовательного учреждения. Оформляет проведение инструктажа в журнале;

- планирует в установленном порядке периодическое обучение работников обра­зовательного учреждения по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности на краткосрочных курсах и семинарах, организуемых органами управления образова­нием и охраной труда;

- принимает меры совместно с профкомом, родительской общественностью по улучшению организации питания, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи в столовой, буфете;

- принимает меры совместно с медицинскими работниками по улучшению меди­цинского обслуживания и оздоровительной работы;

- обеспечивает учебно-трудовую нагрузку работающих, обучающихся и воспитан­ников с учетом их психофизических возможностей, организует оптимальные режимы труда и отдыха;

- запрещает проведение образовательного процесса при наличии опасных усло­вий для здоровья обучающихся или работающих;

- определяет финансирование мероприятий по обеспечению безопасности жизне­деятельности, проводит оплату больничных листов нетрудоспособности и доплату лицам, работающим в неблагоприятных условиях труда;

- несет персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий образовательного процесса [14, с. 40].

Заместитель директора по учебно-воспитательной (учебной) работе:

- организует работу по соблюдению в образовательном процессе норм и правил охраны труда;

- обеспечивает контроль за безопасностью используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения;

- разрешает проведение образовательного процесса с обучающимися, воспитанниками при наличии оборудованных для этих целей учебных помещений, отвечающих правилам и нормам безопасности жизнедеятельности и принятых по акту в эксплуа­тацию;

- организует с участием зам. директора по административно-хозяйственной рабо­те своевременное и качественное проведение паспортизации учебных кабинетов, мастерских, спортзала, а также подсобных помещений;

- составляет на основании полученных от медицинского учреждения материалов списки лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам с указанием факто­ра, по которому установлена необходимость проведения периодического медицинско­го осмотра;

- организует разработку и периодический пересмотр не реже 1 раза в 5 лет инст­рукций по охране труда, а также разделов требований безопасности жизнедеятельно­сти в методических указаниях по выполнению практических и лабораторных работ;

- контролирует своевременное проведение инструктажа обучающихся, воспитан­ников и его регистрацию в журнале;

- определяет методику, порядок обучения правилам дорожного движения, пове­дения на воде и улице, пожарной безопасности. Осуществляет проверку знаний обу­чающихся, воспитанников;

- проводит совместно с профкомом административно-общественный контроль безопасности использования, хранения учебных приборов и оборудования, химиче­ских реактивов, наглядных пособий, школьной мебели. Своевременно принимает меры к изъятию химических реактивов, учебного оборудования, приборов, не преду­смотренных Типовыми перечнями, в том числе самодельного, установленного в мас­терских, учебных и других помещениях без соответствующего акта-разрешения, при­останавливает образовательный процесс в помещениях образовательного учрежде­ния, если там создаются опасные условия для здоровья работников, обучающихся и воспитанников;

- выявляет обстоятельства несчастных случаев, происшедших с работающими, обучающимися, воспитанниками;

- несет ответственность за выполнение должностной инструкции в части обеспе­чения безопасности жизнедеятельности.

В образовательном учреждении, где указанной должности нет, эти обязанности выполняет руководитель (директор, заведующий) образовательного учреждения.

Заместитель (помощник) директора по административно-хозяйственной работе:

- обеспечивает соблюдение требований охраны труда при эксплуатации основно­го здания и других построек образовательного учреждения, технологического, энерге­тического оборудования, осуществляет их периодический осмотр и организует теку­щий ремонт;

- обеспечивает безопасность при переноске тяжестей, погрузочно-разгрузочных работах, эксплуатации транспортных средств на Территории образовательного учре­ждения;

- организует соблюдение требований пожарной безопасности зданий и сооруже­ний, следит за исправностью средств пожаротушения;

- обеспечивает текущий контроль за санитарно-гигиеническим состоянием учеб­ных кабинетов, мастерских, спортзала, жилых и других помещений, а также столовой буфета в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельно­сти;

- несет ответственность за составление паспорта санитарно-технического состоя­ния образовательного учреждения;

- обеспечивает учебные кабинеты, мастерские, бытовые, хозяйственные и другие помещения оборудованием и инвентарем, отвечающим требованиям правил и норм

безопасности жизнедеятельности, стандартам безопасности труда;

- организует проведение ежегодных измерений сопротивления изоляции электро­установок и электропроводки, заземляющих устройств, периодических испытаний и освидетельствований водогрейных и паровых котлов, сосудов, работающих под дав­лением, баллонов для сжатых и сжиженных газов, анализ воздушной среды на со­держание пыли, газов и паров вредных веществ, замер освещенности, наличия ра­диации, шума в помещениях образовательного учреждения в соответствии с прави­лами и нормами по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

- организует не реже 1 раза в 5 лет разработку инструкций по охране труда по ви­дам работ для технического персонала;

- организует обучение, проводит инструктажи на рабочем месте (первичный и пе­риодические) технического и обслуживающего персонала, оборудует уголок безопас­ности жизнедеятельности;

- приобретает согласно заявке спецодежду, спецобвувь и другие средства инди­видуальной защиты для работников, обучающихся и воспитанников образовательного учреждения;

- обеспечивает учет, хранение противопожарного инвентаря, сушку, стирку, ре­монт и обеззараживание спецодежды, спецобуви и индивидуальных средств защиты;

- обязан иметь 4 группу допуска по электробезопасности, если в штате нет элек­трика [14, с.43].

Председатель профкома образовательного учреждения:

- организует общественный контроль за состоянием безопасности жизнедеятель­ности, деятельностью администрации по созданию и обеспечению здоровых условий труда, быта и отдыха работающих, обучающихся и воспитанников;

- принимает участие в разработке перспективных и текущих планов работы, инст­рукций по обеспечению безопасности жизнедеятельности, подписывает их и способ­ствует претворению в жизнь;

- контролирует выполнение коллективных договоров, соглашений по улучшению условий и охраны труда;

- осуществляет защиту социальных прав работающих, обучающихся и воспитан­ников образовательного учреждения;

- проводит анализ травматизма и заболеваемости, участвует в разработке и реа­лизации мероприятий по их предупреждению и снижению;

- представляет совместно с членами органов, уполномоченных обучающимися, воспитанниками и их родителями, интересы членов профсоюза в совместной с адми­нистрацией комиссии по охране труда, включая и участие в расследовании несчаст­ных случаев.

Заместитель директора по воспитательной работе:

- обеспечивает выполнение классными руководителями, воспитателями возло­женных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

- участвует в проведении административно-общественного контроля по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, в расследовании несчастных случаев, происшедших с работниками, обучающимися или воспитанниками;

-• несет ответственность за организацию воспитательной работы, общественно полезного труда обучающихся, воспитанников з строгом соответствии с нормами и правилами охраны труда;

- оказывает методическую помощь классным руководителям, руководителям групп, кружков, спортсекций, походов, экскурсий, трудовых объединений, общественно полезного, производительного труда и т.п. по вопросам обеспечения охраны труда обучающихся, воспитанников, предупреждения травматизма и других несчастных случаев, организует их инструктаж;

-контролирует соблюдение и принимает меры по выполнению санитарно- гигиенических норм, требований, правил по охране труда, пожарной безопасности при проведении воспитательных мероприятий и работ вне образовательного учреждения с обучающимися, воспитанниками;

- организует с обучающимися, воспитанниками и их родителями (лицами, их за­ меняющими) мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т. д.

Заведующий учебным кабинетом, мастерской, руководитель общественно полезного труда, кружка, спортсекций и т.п.:

- осуществляет организацию безопасности и контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;

- не допускает проведения учебных занятий, работы кружков, секций в необорудо­ванных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях, а обучающихся, воспитанников к проведению занятий или работ без предусмотренной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты,

- разрабатывает и периодически пересматривает (не реже 1 раза в 5 лет) инст­рукции по охране труда, представляет их на утверждение руководителю образова­тельного учреждения;

- контролирует оснащение учебного помещения противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, а каждого рабочего места — инструкцией, наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопасности жизнедея­тельности;

- проводит или организует проведение преподавателем инструктажа по охране труда обучающихся, воспитанников с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале установленного образца;

- вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения обра­зовательного процесса (для включения их в соглашение по охране труда), а также доводит до сведения руководителя образовательного учреждения о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работо­способность организма работающих, обучающихся и воспитанников (заниженность освещенности, шум пускорегулирующей аппаратуры, люминесцентных ламп, наруше­ние экологии на рабочих местах и др.);

- подает в установленном порядке заявки на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты для работников, обучающихся, воспитанников,

- немедленно сообщает руководству, профкомитету о каждом несчастном случае, происшедшем с работником, обучающимся или воспитанником;

- несет ответственность в соответствии с действующим законодательством о тру­де за несчастные случаи, происшедшие с работниками, обучающимися, воспитанни­ками во время образовательного процесса в результате нарушения норм и правил охраны труда.

Преподаватель, классный руководитель, воспитатель:

- обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса;

- оперативно извещает руководство образовательного учреждения о каждом не­счастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи:

- вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения обра­зовательного процесса, а также доводит до сведения заведующего кабинетом, руко­водства о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся, воспитанников;

- проводит инструктаж обучающихся, воспитанников по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;

- организует изучение обучающимися, воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т. д.;

- несет ответственность за сохранение жизни и здоровья обучающихся, воспи­танников во время образовательного процесса;

- осуществляет контроль за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.

9. Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности:

- в своей работе руководствуется Законами Российской Федерации "Об образова­нии", "Об обороне", "О гражданской обороне". Уставом образовательного учреждения. Положением о службе охраны труда;

- осуществляет образовательный процесс с учетом специфики курса "Основы безопасности жизнедеятельности", обеспечивает соблюдение обучающимися, воспи­танниками правил безопасности при проведении образовательного процесса;

- участвует в планировании мероприятий по охране труда, жизни и здоровья обу­чающихся, воспитанников и работников;

- взаимодействует с заинтересованными учреждениями и организациями по во­просам обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- обеспечивает хранение индивидуальных средств защиты работающих, обучаю­щихся, воспитанников, совершенствование учебно-материальной базы по курсу "Обеспечение безопасности жизнедеятельности";

- разрабатывает план гражданской обороны образовательного учреждения, про­водит занятия и объектовые мероприятия (учения) по гражданской обороне в соот­ветствии с требованиями охраны труда;

- обеспечивает готовность коллективных средств защиты и правильное их исполь­зование;

- проводит обучение, консультации, инструктажи работающих, обучающихся, вос­питанников по вопросам безопасности жизнедеятельности;

- участвует в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, происшед­ших с работниками, обучающимися, воспитанниками, административно-общественного контроля по вопросам охраны труда;

- несет личную ответственность за жизнь, здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса [14, с. 40-45].

Так же в организациях с численностью более 10 работников в соответствие со ст. 218 Трудового кодекса РФ, ст. 13 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» [1, с. 73] работо­дателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их со­став на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных инженеров по охране труда союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) об охране труда, со­вместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний; а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местax и информиро­вание работников о результатах указанных проверок [15, с. 17; 22, с. 252.].

Своевременное и согласованное выполнение администрацией, педагогическим коллективом своих обязанностей по вопросам охраны труда, соблюдение администрацией, педагогическим коллективом, учащимися инструкций по охране труда и технике безопасности способствует предупреждению детского травматизма в образовательных учреждениях.

Глава 2. Изучение опыта профилактики детского травматизма в образовательных учреждениях.

Программа изучения форм и методов предупреждения детского травматизма в школе.

Цель исследования: изучить формы и методы профилактики детского травматизма в школе

Объект исследования: детский травматизм.

Предмет исследования: формы и методы профилактики детского травматизма в школе.

Задача исследования:

- изучение основных форм и методов предупреждения детского травматизма, используемых в образовательных учреждениях.

Изучение опыта профилактики детского травматизма проводилось на базе общеобразовательной школы №31 и специальной коррекционной общеобразовательной школе-интерната №3 г. Мурманска.

В процессе изучения опыта профилактики детского травматизма использовались следующие методы:

- изучение и анализ документов;

- беседа с инженером по охране труда.

Затем был проведен анализ и обобщение опыта профилактики детского травматизма в школе.

Описание результатов исследования.

В процессе изучения опыта работы по предупреждению детского травматизма в образовательных учреждениях на примере общеобразовательной школы №31 и специальной коррекционной общеобразовательной школе-интерната №3 г. Мурманска были получены следующие результаты.

Основная документальная база по вопросам охраны труда и профилактики детского травматизма находится в ……………………

В специальной коррекционной общеобразовательной школе-интернате №3 введена должность инженера по охране труда, основными обязанностями которого по вопросам предупреждения детского травматизма, являются:

- осуществление контроля за соответствием условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам [9];

- проведение инструктажа работников учреждения.

Разработаны инструкции по охране труда и технике безопасности (см приложение 1).

Данное образовательное учреждение имеет свою специфику. Учащиеся сироты проживают в образовательном учреждении. Педагоги и воспитатели проводят воспитательно-профилактические беседы с учащимися по вопросам техники безопасности, правилам дорожного движения. Регулярно проводятся инструктажи учащихся, проведение которых фиксируется в журнале инструктажа обучающихся или в классном журнале.

В общеобразовательной школе №31 работа по предупреждению детского травматизма распределена между завучами по воспитательной и учебной части.

Основной формой профилактики детского травматизма так же является инструктаж и педагогов, и учащихся.

В целях профилактики детского травматизма в МОУ СОШ №31 регулярно проводится следующая работа:

- беседы с родителями на родительских собраниях и с учащимися на классных часах о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся;

- классные часы с учащимися по темам: «Спорт-это жизнь», «Культура поведения в школе», «Устав школы - основной закон для школьника», «Дружба в нашей жизни», «Учимся прощать» и др;

- инструктирование педагогических работников на рабочих совещаниях, педагогических советах по «Должностным обязанностям», заместителями директора школы;

- определение графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах и рекреациях школы;

- постоянный контроль за выполнением ИОТ №40 «Дежурного учителя» и выполнением должностных обязанностей воспитателями ГПД, ПДО, дежурным администратором;

- систематическая индивидуальная работа социального педагога, педагога- психолога и классного руководителя с нарушителями дисциплины;

- запрещение выхода обучающихся из стен школы во время учебных занятий без уважительной причины.

Так же в учебном заведении создана комиссия по охране труда. Основная задача данной комиссии по проблеме предупреждения детского травматизма заключается в осуществление контроля за соответствием условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам.

Выводы и рекомендации

1. Основной формой профилактики детского травматизма в школе является инструктирование по технике безопасности и педагогов, и учащихся.

2. Регулярное проведение профилактических бесед с учащимися и родителями учащихся о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся.

3. Определение графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах и рекреациях школы.

4. Осуществление контроля за соответствием условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам.

Рекомендации

1. С целью профилактики детского травматизма на переменах с учащимися школы первой ступени необходимо организовывать подвижные игры, которые позволят учащимся подвигаться и отдохнуть в приемлемой и безопасной форме. Привлекать к организации данных мероприятий старшеклассников.

2. Разработать бальную систему оценки поведения на переменах учащихся школы второй ступени. За нарушение дисциплины, техники безопасности учащимися начислять или снимать баллы со всего класса. В конце каждой четверти проводить подведение итогов и награждать класс, среди учащихся которого не были отмечены нарушения техники безопасности.

3. Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно де­лать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Следовательно, необходимо обучать учащихся конструктивным навыкам снятия напряжения и преодоления стресса.

4. В образовательных учреждениях оборудовать кабинеты или уголки по технике безопасности, где размещаются плакаты, схемы, инструктивные материалы по технике безопасности.

5. Регулярное проведение бесед, инструктажей учащихся с использованием таких наглядных пособий как кинофильмы, телевизионные передачи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены основные вопросы, касающиеся профилактики детского травматизма в школе. Проанализирована соответствующая литература. Следует отметить, что литературы по вопросам охраны труда достаточно, а конкретно по предупреждению детского травматизма в школе очень мало. Работникам образовательных учреждений, отвечающим за профилактику детского травматизма, приходится самостоятельно разрабатывать систему мер, способствующих предупреждению детского травматизма.

В процессе работы проведен анализ опыта профилактики детского травматизма в средней общеобразовательной школе и специальной коррекционной общеобразовательной школе-интернате.

Составлены рекомендации по проблеме профилактике детского травматизма в школе.

Следовательно, задачи, обозначенные в начале работы, выполнены.

Но проблема детского травматизма будет актуальной всегда, значит необходимо регулярно проводить мероприятия по профилактике детского травматизма, разрабатывать новые формы и методы.

Приложение 1

Перечень инструкций по охране труда и технике безопасности СКОШИ №3.

Инструкция №1 по охране труда в кабинете химии.

Инструкция №2 по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии.

Инструкция №3 по охране труда при проведении опытов и практических занятий по химии.

Инструкция №4 по охране труда в кабинете физики.

Инструкция №5 по охране труда при проведении лабораторных работ по физике.

Инструкция №6 по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике.

Инструкция №7 по охране труда при работе на токарном станке по дереву.

Инструкция №8 по охране труда при работе на круглопильном станке.

Инструкция №9 по охране труда при работе на фрезерном станке.

Инструкция №10 по охране труда при работе на токарном станке по металлу.

Инструкция №11 по охране труда при ручной обработке древесины.

Инструкция №12 по охране труда при выполнении электромонтажных работ.

Инструкция №13 по охране труда при электропаянии.

Инструкция №14 по охране труда при работе с применением электроинструментов.

Инструкция №15 по охране труда при работе на заточном станке.

Инструкция №16 по охране труда при ручной обработке металла.

Инструкция №17 по охране труда при работе на сверлильном станке.

Инструкция №18 по охране труда при швейных работах в кабинете труда.

Инструкция №19 по охране труда при кулинарных работах в кабинете обслуживающего труда.

Инструкция №21 по охране труда при работе в кабинете информатики.

Инструкция №23 по охране труда для работников библиотеки.

Инструкция №24 по охране труда для делопроизводителя.

Инструкция №25 по охране труда для бухгалтера.

Инструкция №26 по охране труда для педагогического работника.

Инструкция №27 по охране труда для техника ЗУА.

Инструкция №28 по охране труда для техника по обслуживанию компьютеров.

Инструкция №29 по охране труда для помощника воспитателя.

Инструкция №30 по охране труда для уборщика служебных и производственных помещений.

Инструкция №31 по охране труда для кухонного рабочего.

Инструкция №32 по охране труда для мойщика посуды.

Инструкция №33 по охране труда для работника , выполняющего работу по очистке корнеплодов и картофеля.

Инструкция №34 по охране труда для повара.

Инструкция №35 по охране труда для заведующего складом.

Инструкция №36 по охране труда для изготовителя пищевых полуфабрикатов.

Инструкция №37 по охране труда для уборщиков территории (дворников).

Инструкция №38 по охране труда для сторожа.

Инструкция №39 по охране труда для рабочего по стирке и ремонту одежды.

Инструкция №40 по охране труда для кастелянши.

Инструкция №41 по охране труда для рабочего по обслуживанию здания.

Инструкция №42 по охране труда при выполнении слесарно-сантехнических работ.

Инструкция №43 по охране труда для рабочего, выполняющего стекольные работы.

Инструкция №44 по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах, перемещении и складировании материалов.

Инструкция №45 по охране труда для оператора теплового пункта.

Инструкция №46 по охране труда для вахтера.

Инструкция №50 определяющая действия по эвакуации обучающихся и работников школы-интерната в чрезвычайных ситуациях.

Инструкция №51 об оказании первой доврачебной помощи при поражении электрическим током в установках до 1000 В.

Инструкция №53 по охране труда по электробезопасности для персонала I квалифицированной группы.

Инструкция №54 по охране труда по электробезопасности при эксплуатации электроустановок до 1000В.

Инструкция №55 по охране труда при работе с компьютерами, принтерами, ксероксами и другими электрическими приборами.

Инструкция №56 по обеспечению безопасности детей при перевозках.

Инструкция №60 по технике безопасности при проведении внеклассных мероприятий (походов, туристических слетов и др.).

Инструкция №61 по технике безопасности для обучающихся на занятиях лыжным спортом.

Инструкция №62 по технике безопасности для обучающихся на занятиях спортивными играми.

Инструкция №63 по технике безопасности при занятиях легкой атлетикой.

Инструкция №64 по технике безопасности для обучающихся на занятиях гимнастикой и акробатикой.

Приложение 2

( учебное заведение)

ЖУРНАЛ

инструктажа обучающихся, воспитанников по охране труда

Начат

Окончен

Дата  

Фамилия

инструктируем. обучающегося, воспитанника  

Класс  

Инструкция

или ее со­держание

Фамилия

должность

инструкти­рующего

Подпись

инструк-щего

инструкти­руемого

           
           

Примечание. Этот журнал заполняется при организации общественно полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий. При учебном процессе заполняется классный журнал, в котором подписи учащихся не требуются.

Приложение 3.

Перечень документов по охране труда у руководителей учреждения образования

1. Приказ о возложении обязанностей по охране труда и соблю­дении правил техники безопасности в учреждении с назначением лиц, ответственных за организацию безопасных условий работы и учебы. Издается ежегодно в начале учебного года.

2. Приказ о пожарной безопасности в учреждении с назначени­ем лиц, ответственных за эту работу.

3. Приказ о назначении лица, ответственного за электрохозяй­ство, и лица его заменяющего с 4-й группой допуска по электробезо­пасности.

4. Приказ об утверждении перечня инструкций по ОТ.

5. Приказ о создании комитета (комиссии) по охране труда.

6. Правила внутреннего трудового распорядка, предусматри­вающие ответственность работников за соблюдение правил охраны труда.

7. Коллективный договор руководителя с профсоюзным комите­том, в котором имеется отдельный раздел мероприятий по охране труда.

8. Акт приемки образовательного учреждения к новому учебно­му году с подписями представителей служб Госпожнадзора и Гос­санэпиднадзора.

9.Акты результатов расследования несчастных случаев во время учебного процесса.

10.Акты ежегодного испытания спортинвентаря, оборудования учебных мастерских.

11.Акты проверок состояния защитного заземления и изоляции электрических сетей, испытаний электрозащитных средств; состояния противопожарной безопасности; санитарно-гигиенических условий.

12.Планы эвакуации людей и имущества в случае возникнове­ния пожара.

13.План работы службы охраны труда.

14. Инструкции по охране труда в кабинетах физики, химии, биологии, информатики и вычислительной техники, технологии, учебных мастерских, спортивном зале.

15. Журнал регистрации вводного инструктажа. (К журналу должна быть разработана Программа вводного инструктажа).

16.Журналы регистрации инструктажа на рабочем месте.

17.Журналы регистрации инструктажей по охране труда при ор­ганизации общественно полезного, производительного труда и про­ведении внеклассных и внешкольных мероприятий.

18.Журнал проверки знаний по охране труда у персонала с 1-й группой допуска по электробезопасности.

19.Журнал проверки знаний "Правил эксплуатации электроус­тановок потребителей" и "Правил техники безопасности при эксплуа­тации электроустановок потребителей" ПТБ.

20.Журнал учета выдачи инструкций по охране труда.

21.Журнал регистрации несчастных случаев на производстве. (Форма Н-1).

22.Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися во время учебного процесса. (Форма Н-2).

23.Журналы регистрации испытаний спортинвентаря, оборудо­вания учебных мастерских.

24.Журнал регистрации проведения трехступенчатого контроля состояния охраны труда и безопасности учебного процесса.

Рекомендуемый перечень необходимых документов по руководству и контролю за организацией работы по охране труда в учреждениях системы образования

1.Трудовой кодекс РФ. 2002 г.

2.Федеральный закон РФ № 181-ФЗ от 17.07.99 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

3.Федеральный закон РФ № 125-ФЗ от 24.07.98 г. "Об обяза­тельном социальном страховании от несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболеваний".

4.Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 30 от 6 апреля 2001 г. "Об утверждении Методических реко­мендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда". (Порядок разработки, оформления и учета инструк­ций по охране труда).

5. Постановление Минтруда и социального развития РФ № 73 от 24 октября 2002 г. "Об утверждении форм документов, необходи­мых для расследования и учета несчастных случаев на производст­ве и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".

6. Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 14 от 08 февраля 2000 г. "Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации".

7. Постановление Губернатора Мурманской области № 237-ПГ от 03.07.01 г. "О порядке обучения и проверки знаний по охране тру­да руководителей и специалистов учреждений, предприятий и орга­низаций на территории Мурманской области".

8. Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 12 от 14 марта 1997 г. "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".

9.Постановление Губернатора Мурманской области № 51 от 09.02.98 г. "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, расположенных на территории Мурманской об­ласти".

10.Постановление Минтруда и социального развития и Миноб­разования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".

11.Приказ Минобразования РФ № 662 от 11.03.98 г. "О службе охраны труда образовательного учреждения". (Для образовательно­го учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования системы Минобразования России).

12.Приказ № 2535 от 06.10.98 г. Минобразования РФ "Об орга­низации обучения и проверки знаний по электробезопасности работ­ников образовательных учреждений системы Минобразования Рос­сии".

13.Приказ № 639 от 01.10.90 г. Гособразования СССР "О вве­дении в действие Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособ­разования СССР" (Форма Н-2).

14.Приказ № 405 от 10.12.96 г. Минздрава РФ "О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работ­ников".

15.ГОСТ 12.0.004-90 "Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда". (Виды инструктажей, периодичность их проведения).

16.Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, дет­ских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89.

17. Межотраслевые правила безопасности по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок. ПОТ РМ-016-2001 г., РД 153-34.0-03.015.00.

18. Гигиенические требования к условиям обучения в общеоб­разовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические пра­вила Сан ПиН 2.4.2.1178-02.

19. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производст­венной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Р2.2.755-99. М.: Минздрав России, 1999.

20.Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.2.2.542-96). "Ги­гиенические требования к видеодисплейным терминалам, персо­нальным ЭВМ".

21. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан­ПиН 2.4.3.1186-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования".

22.Отраслевая программа улучшения условий труда, учебы и охраны труда на 2001-2003 годы. Приказ Минобразования № 76 от 15.01.2002 г.