Название реферата: Социально-экономическое значение, экономический механизм и источники финансирования охраны труда
Скачано с сайта: www.refbzd.ru
Дата размещения: 26.04.2013
Социально-экономическое значение, экономический механизм и источники финансирования охраны труда
Существенный вопрос: за счет каких средств должно осуществляться улучшение охраны труда. В законодательстве предусмотрено на этот счет следующее:
1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет:
- средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и законодательства РФ об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством РФ;
- добровольных взносов организаций и физических лиц.
3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно - правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.
4. В отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
5. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Обеспечение безопасной жизнедеятельности человека в значительной степени зависит от правильной оценки опасных, вредных производственных факторов. Одинаковые по тяжести изменения в организме человека могут быть вызваны различными причинами. Это могут быть какие-либо факторы производственной среды, чрезмерная физическая и умственная нагрузка, нервно-эмоциональное напряжение, а также разное сочетание этих причин
Возникающие в процессе разнообразной деятельности экстремальные ситуации представляют определенную угрозу для жизни и здоровья человека.
Экстремальные условия, в которых может оказаться человек, как правило вызывают у него психоэмоциональную напряженность. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией резервов организма, способна вызвать общий подъем духовных и физических сил, у других снижением и даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, превращается в чувство обреченности, делает человека совершенно беспомощным и не способным к активной защите.
У части людей самосохранение превращается в бегство от угрожающих обстоятельств и опасных факторов окружающей среды (паника), у других наоборот мобилизуется готовность к ответным действиям, убежденности в возможности преодоления опасности. Поэтому в любой экстремальной ситуации нельзя паниковать, так как ваши действия будут основаны на нетрезвом расчете, но также нельзя рассчитывать только на свои силы и идти на необдуманные поступки, внушая себе, что ты все сможешь.
Зависит это от психологических особенностей каждого организма, в конечном счете, от его эмоционально-волевой устойчивости, которая определяет готовность к осознанным, уверенным и расчетливым действиям в любых критических моментах. Психологическое воздействие опасных ситуаций проявляется у людей неоднозначно, представляет индивидуально выраженную личностную реакцию и, самое главное, восприятие человеком чувства угрозы может быть полностью преодолено путем специальной подготовки.
Естественно, все это требует от человека сознательного отношения к развитию своих эмоционально-волевых качеств. Большую роль в этом играют методы эмоционально-волевой саморегуляции: самоубеждение, самоприказ, волевая саморегуляция. [1]
Самоубеждение – это намеренное убеждение себя в чем-либо путем подбора соответствующих доводов и аргументов.
С помощью самоубеждения можно регулировать психическое состояние, поступки как путем осуждения себя и своих поступков, так и путем одобрения и побуждения к изменению их.
Самоубеждение как правило, применяется в тех случаях, когда человек в общем положительно воспринимает какую-то идею, но у него не хватает решительности претворить ее в жизнь.
Действенным приемом для выработки самообладания и умения управлять собой в экстремальных условиях является самоприказ, т.е. приказ самому себе.
Самоприказ подчиняет деятельность человека и направляет ее в заданное русло целесообразности. Он срабатывает тогда, когда человек умеет конкретизировать свои мысли, следует своему слову.
Самовнушение, как и любое внушение, основывается прежде всего на воображении человека. С помощью специальных приемов самовнушения удается сознательно, волевыми усилиями снять неверное напряжение, чувство тревоги, страха перед аварийной ситуацией.
При попадании человека в аварийную ситуацию самое главной трезво рассуждать, не паниковать, включить радио или телевизор для получения сигналов от ГОЧС и точно следовать их указаниям.[2]
Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
5 ноября 1995 года Правительством РФ принято Постановление № 1113, которым утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положение определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Основные задачи РСЧС:
* разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
* осуществление целевых научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и обеспечение устойчивого функционирования предприятий, организаций и учреждений, а также подведомственных им объектов в ЧС;
* обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
* сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
* подготовка населения к действиям при ЧС;
* прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
* создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
* осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
* ликвидация ЧС;
* осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведения гуманитарных акций;
* реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц непосредственно участвующих в их ликвидации;
* международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочие которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.[3]
Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГО и ЧС), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, материального обеспечения.
Координирующими органами РСЧС являются:
* на федеральном уровне: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
* на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ: региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;
* на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ: комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;
* на местном уровне, охватывающем территорию района, города: комиссии по ЧС органов местного самоуправления;
* на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта: объектовые комиссии по ЧС (создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы).
Органами управления по делам ГО и ЧС являются:
* на федеральном уровне: Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;
* на региональном уровне: региональные центры;
* на территориальном и местном уровнях: органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления
* на объектовом уровне: отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
* пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях) , оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;
* дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов, ликвидации ЧС. В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток, и находящиеся в состоянии постоянной готовности.
Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.[4]
28 февраля 1996 г. Правительством РФ принято постановление № 195 "Вoпрoсы Всерoссийскoй службы медицины катастрoф". Этим постановлением утверждено "Положение о Всероссийской службе медицины катастроф".
В этом положении говорится, что: Всероссийская служба медицины катастроф является функциoнальнoй пoдсистемoй единой гoсударственнoй системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Служба рукoвoдствуется в своей деятельности Конституцией Рoссийскoй Федерации, Федеральным закoнoм "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций прирoднoгo и технoгеннoгo характера", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Рoссийскoй Федерации, пoстанoвлениями и распоряжениями Правительства Рoссийскoй Федерации, решениями Межведoмственнoй комиссии по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Пoлoжением.[5]
[1] Атаманюк В.Г. и др. Гражданская оборона: Учебник для вузов. – М., Высшая школа, 2001.-27с.
[2] Амбросьев В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов – М., Юнити, 2003.-229с.
[3] Сюньков В.Я Основы безопасности жизнедеятельности. Москва: Центр инновации в педагогике, 2001.-264с.
[4] Шаламов А.С. Гражданская оборона: Пособие для студентов вузов. – М.: Гелеос, 2002.-211с.
[5] Иванов К.А. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для студентов втузов. – М., Графика М., 2003.-126с.